ПРИНЯТА Педагогическим советом МКДОУ Детский сад 10 Протокол от 30.08.2017 № 1 |
УТВЕРЖДЕНАПриказом заведующего МКДОУ Детский сад 10 от 30.08.2017 № |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
на 2017-2018 учебный год
2017
Составлено с учетом мнения родителей (законных представителей)
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
__________________________________ «___» _______ 201___г.
(подпись, родителей) дата
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наименование разделов |
Стр. |
|
1. |
Целевой раздел |
4 |
1.1. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1.1. |
Цель и задачи реализации АОП |
5 |
1.1.2. |
Принципы и подходы к формированию АОП |
7 |
1.1.3. |
Значимые для разработки и реализации АОП характеристики |
8 |
1.2. |
Планируемые результаты освоения АОП |
19 |
2. |
Содержательный раздел |
19 |
2.1. |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях |
19 |
2.2. |
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития |
20 |
2.3. |
Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений |
39 |
2.3.1. |
Взаимодействие учителя – дефектолога со специалистами Учреждения |
39 |
2.3.2. |
Взаимодействие учителя – дефектолога с семьями воспитанников |
43 |
3. |
Организационный раздел |
46 |
3.1. |
Организация коррекционно-развивающей деятельности в группе |
46 |
3.2. |
Описание проведения обследования детей группы компенсирующей направленности для слабослышащих детей |
48 |
3.3. |
Обеспечение Программы методическими материалами и средствами обучения |
50 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП) предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом в специальной группе. АОП содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка-дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.
АОП строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. Содержание АОП направлено на реализацию следующие принципов воспитания и обучения:
- обеспечивать общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;
- организовывать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
- осуществлять деятельный подход к воспитанию детей с нарушением слуха, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;
- широко использовать и развивать остаточный слух у глухих детей и применять звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты;
- использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми;
- осуществлять преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для глухих детей и соответствующим типом школы.
АОП для детей с нарушением слуха разработана в соответствии с:
- основной образовательной программой (далее – Образовательная программа) муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 (далее – Учреждение);
- Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
- Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства образования и науки от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Теоретическая и методологическая основа программы разработана на основе следующих программ:
- Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А. и др. «Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» – М.: Просвещение, 1991. – 120 с.
- Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В. «Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» – М.: Просвещение, 1991. – 157с.
Данная АОП построена на ведущем принципе комплексности, выражающемся в единстве подходов к профилактике и коррекции слухо-речевых нарушений воспитанников. Личностно-деятельностный подход к коррекции слухо-речевых нарушений, понимается как единство психического и речевого развития, взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.
Также в АОП реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития в организации коррекционно-педагогического процесса.