Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 148

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МКДОУ Детский сад 10 село Сергиевское


Понедельник, 25.06.2018, 20:20

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Как при соблюдении ФГТ, так и при соблюдении требований ФГОС ДО, дошкольной образовательной организации следует уделить особое внимание двум процессам: разработке и утверждению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Когда мы говорим о формировании программы, то в первую очередь имеем ввиду разработку её проекта всеми участниками образовательного процесса, а также принятие данного проекта на педагогическом совете. На сегодняшний день абсолютно не приемлема такая ситуация, когда программа пишется старшим воспитателем и ставится на полку для проверяющих лиц. При формировании проекта программы вносятся коррективы всех педагогов, проект обсуждается родительской общественностью. Решение о принятии проекта образовательной программы свидетельствует о том, что содержание программы понятно всем участникам образовательного процесса и претензий к данному содержанию нет. Принятие проекта программы осуществляется на педагогическом совете, решение по данному вопросу фиксируется в протоколе. Без соблюдения соответствующего алгоритма нет возможности вести речь о соблюдении права педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников на управление образовательным процессом.

Поскольку основная общеобразовательная программа, как и устав, является нормативно-управленческим документом, регламентирующим образовательную деятельность, следовательно утверждаться к реализации она должна приказом, подписанным руководителем образовательной организации.

 

Программа включает три основных раздела:  целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

1) Целевой раздел включает в себя:

● пояснительную записку;

● планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы.

2)  Содержательный раздел Программы должен включать:

● содержание образовательной работы;

● описание форм, способов, средств реализации программы;

● содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ООПДО.

 

Структура основной общеобразовательной программы

Если сравнивать структуру Программы в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС ДО, то видно существенное отличие.

Исполняя ФГТ к структуре, мы делили Программу на основную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Каждая из них имела свои структуру и содержание.

Обязательная часть программы

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

  1.  

Пояснительная записка:

Видовое разнообразие учреждения, наличие приоритетных направлений, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Специфика национально-культурных, демографических, климатических в которых осуществляется образовательный процесс.

 

  1.  

Организация режима пребывания детей в ОУ

  1.  

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми десяти образовательных областей

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыка

  1.  

Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

  1.  

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  1.  

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

                       

В соответствии с ФГОС ДО программа должна включать в себя три основных раздела (целевой, содержательный и организационный), в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Дополнительным разделом образовательной программы является её краткая презентация (содержание данного раздела должно быть рассчитано на родителей воспитанников).

Следует отметить, что в программе требуется отразить содержание обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, но нет требования делить каждый раздел на две части в буквальном смысле. К примеру, целевой раздел не делится строго на две части. Имеется ввиду, что пояснительная записка, входящая в состав целевого раздела будет содержать в себе информацию касаемо обязательной части, а также части формируемой участниками образовательных отношений. Например, в соответствии с ФГОС ДОв содержании пояснительной записки должны быть раскрыты значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфика условий. Таким образом, раскрывая приоритетное направление, которое собственно зависит от особенностей контингента или специфики условий, мы уже формируем вторую часть Программы.

Состав задач по реализации программы меняется соответственно особенностям контингента и условий.

Возвращаясь к структуре Программы, в соответствии с ФГОС ДО схематично её представим так:

Целевой раздел

Содержательный раздел

Организационный раздел

Пояснительная записка:

- цели и задачи реализации Программы;

- возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

- приоритетные направления деятельности;

- специфика условий;

- принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям: цель, задачи, формы, методы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а также видов деятельности воспитанников

Распорядок и/или режим дня воспитанников.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Целевые ориентиры.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Способы поддержки детской инициативы.

Иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы.

 

Описание материально-технического и методического обеспечения программы, используемые средства обучения.

Содержание коррекционной работы

Краткая презентация программы, ориентированная на родителей (законных представителей воспитанников)

             

В независимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с осуществлением с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению в развитии дошкольников) вторая часть Программы должна быть представлена в обязательном порядке. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании», а ФГОС ДО учитывает данное требование.

Касаемо содержания второй части, то в ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников), а также «изюминки» образовательного процесса. Приоритетные направления деятельности могут быть заложены в направленности реализуемых программ (в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности). В иных случаях отражается направление, нашедшее особый интерес у педагогического коллектива, на основе которого сложились определённые традиции ДОО.

 

И, конечно, между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, что общего и в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

Общее:

- сохранение вариативности дошкольного образования;

- ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу; 

- 2 части ООП: обязательная и вариативная;

- реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду;

- учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка и родителей;

- комплексный подход;

- основное содержание разделов;

- основные виды детской деятельности;

-образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми и  в самостоятельной деятельности;

-основные принципы построения предметно-развивающей среды. 

Разница:

- определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату);

- изменена структура программы, выделены разделы: «Целевой», «Содержательный», «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презентация программы»

- изменено соотношение объёмов частей программы: 60/40 %;

- изменено количество и название образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие;

- акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;

- отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;

- «интегративные качества» заменены «целевыми ориентирами».

 

 

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Однако самыми первыми изменения почувствуют сотрудники дошкольных организаций

"Стандарт дошкольного образования нацелен именно на общее развитие ребенка, на развитие его личностных качеств. На то, чтобы ребенок стал добрым, внимательным, ласковым к своим родителям, внимательным ко всему окружающему в том числе и к природе, чтобы ребенок мог общаться со своими друзьями и в том числе с окружающими его взрослыми", — сказала Волосовец


 

Система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая и есть, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Мы должны воспитать к школе ребёнка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры,  способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением. Ребёнок, выпускаясь из детского сада

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018