2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с Образовательной программой.
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации АОП образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
Образовательная область «Речевое развитие»
Первый год обучения
В течение года деятельность педагогов направлена на:
1. Знакомство с образцами речевого поведения, естественной, эмоционально окрашенной речью (сообщениями, вопросами, побуждениями). Например: Пойдем гулять. Будем мыть руки. Иди ко мне. Сядь. Где стул? Кто там? Хочешь машину?
2. Привлечение внимания к рассматриванию лица, губам говорящего.
3. Знакомство с игрушками, которые тоже «говорят»: кукла, мишка, собака, и др. (Игрушки здороваются: «Привет», дают детям яблоки, картинки и т. п.: «На», зовут детей: «Иди, Вова», плачут, прощаются, благодарят и т. д.)
4. Обучение детей различным действиям с бытовыми предметами и игрушками. Например. Вот кофта. Дай кофту. Правильно. Надень кофту. Я помогу. Все. Вот стул. Сядь.
5. Формирование умения детей давать ответные реакции на обращение к ним: утвердительное и отрицательное движение головой, соответствующий жест рукой, голосовая реакция, подражание речи взрослого рефлекторным артикулированием, произношением гласных, отдельных звукосочетаний.
6. Знакомство с методом «глобального чтения» (подкрепление устной речи, обращенной к детям, письменной).
Дети должны запомнить на табличках за год около 50 – 70 слов (названий предметов из разных тематических групп), 18 – 20 поручений, вопросов, сообщений из всей используемой в письменной форме речи взрослых и пользоваться этим объемом сведений в соответствии с коммуникативной задачей.
7. Развитие слухо-зрительного восприятия предъявляемого речевого материала, учить различать знакомые слова по устному предъявлению.
К концу года ребенок способен:
8. Выражать свои просьбы, желания, сообщения, вопросы в первую очередь в форме устной речи (приближенное проговаривание – от отдельных гласных до контура слова) и показом соответствующей таблички, выбрав ее из нескольких.
9. Реагировать на различные звуковые сигналы (стук в дверь, звук падающего предмета, звук самолета, громкий голос, смех, плач и т.п.).
10. Сопряженно и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т.п.) произносить изучаемые слова, при выполнении предметных действий по подражанию.
11. Подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием, к фотографиям детей, родителей с последующим проговариванием.
12. Показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой (в дидактических играх, естественных и специально созданных ситуациях общения).
13. Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).
14. Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой.
15. Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно.
16. Слухо-зрительно воспринимать отрабатываемые на занятиях речевые средства общения.
17. Различать на слух слова, отработанные на занятиях (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей).
18. Понимать и выполнять по табличкам инструкции, связанные с организацией быта и занятий (встань, иди, сядь, беги, ешь, пей, прыгай и т. д.); называть игрушки, предметы (в соответствии с тематикой занятий) путем приближенного проговаривания и подкладывания табличек.
19. Различать слова в процессе подбора табличек к предметам одной тематической группы (при выборе из 2-3 предметов);
20. Различать знакомые предметы только по устному или только по письменному (по табличкам) предъявлению слов;
21. Понимать и выполнять действия по устной и письменной инструкции (Дай мяч. Возьми куклу, и т. д.) в соответствии с тематикой;
22. Понимать в соответствующей ситуации на слухо-зрительной основе и по табличкам фразы типа Мама ест. Кукла спит и т. д.;
23. Оценивать свои и чужие действия с помощью слов (на табличках и устно): верно, неверно, хорошо, плохо, можно, нельзя.
24. Воспроизводить усвоенные слова и фразы в процессе общения со взрослыми и с детьми (привет, пока, спасибо).
25. Обращаться к взрослым и детям с просьбой: Тетя Ната, дай (помоги)...
26. Понимать (устно и по табличкам) слова, словосочетания, фразы, связанные с организацией быта и занятий (пляши, хлопай, иди в группу и т. д.).
27. Понимать и выполнять поручения и просьбы (покажи руки. Возьми флаг и т. д.).
28. В условиях определенной ситуации учить детей понимать (устно и по табличкам) значение вопросов: Кто это? Что это? Где зайка (мишка)?
29. Складывать по табличкам из разрезной азбуки (из ограниченного количества букв) свое имя, названия некоторых игрушек (мяч, шар, дом, рыба, кукла, мишка).
К концу года ребенок способен:
1. Наблюдать за производимыми педагогом действиями с натуральными предметами (обыгрывание игрушек, перекладывание предметов на другое место, группировка их и т. п.), выполнять эти действия совместно со взрослыми или по подражанию.
2. Называть предметы путем подкладывания к ним табличек с напечатанными словами или короткими фразами, приближенно устно сопряженно или отраженно проговаривать слова и фразы (ребенок дает голосовую реакцию, произносит отдельные гласные звуки, подстраивается к образцу видимой артикуляции согласных звуков и т. п.).
3. Узнавать знакомые предметы по их изображениям (картинки, фотографии, муляжи, макеты, чучела, предметы лепки, аппликации и т. п.) и называть эти предметы (подкладывание табличек и устное приближенное проговаривание).
4. Называть знакомые предметы в дидактической игре (угадывать предметы да ощупь, подбирать парные картинки, складывать разрезные картинки, использовать тематические лото, игры типа: «Что там?», «Что у Вовы», «У кого есть?»).
5. Называть предметы, действия, качества в процессе выполнения речевых упражнений. Выполнять поручения или отвечать на вопросы: Что это? Где мяч? Тут (там). У кого машина? Какой шар? Что делает?
6. Самостоятельно выяснять названия предметов путем постановки вопросов: Что это? Кто это?
7. Узнавать знакомые слова в подписях к картинкам в книгах (книжках-самоделках). Глобальное чтение знакомых слов в вопросах, поручениях, сообщениях.
8. Выполнять упражнения для пальцев (типа воспроизведения дактильных знаков).
9. Выполнять действия с предметами и их изображениями по словесной инструкции (глагол в повелительном наклонении) и по образцу с использованием глагола делай (так).
10. Называть предметы и их изображения (выбор таблички, приближенное устное проговаривание).
11. Закреплять новые слова и фразы в дидактической игре.
12. Проводить речевые упражнения с целью дифференциации значений целых фраз: вопросов и ответов (сообщений), поручений и сообщений о выполнении.
13. Глобально читать знакомые слова в подписях к картинкам (по книжкам-самоделкам).
14. Описывать сюжетные картинки двумя-тремя фразами.
15. Самостоятельно задавать вопросы типа: Что это? Кто это? Где лежит? (стоит)? Чей шарф?
16. Понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции (с включением глаголов в повелительном наклонении).
17. Отвечать на вопросы целой фразой.
18.Передавать поручения друг другу.
19. Употреблять в речи вопросительные предложения типа: Чей папа? Где Вова? Что делает Ира? У кого мишка?
20. Составлять подписи к картинкам путем выбора слов на табличках.
21. Глобально читать знакомые слова и фразы в книге.
22. Складывать имена детей из разрезной азбуки. Уметь писать имена детей печатными буквами.
23. Различать значения слов в процессе устного называния, подкладывания табличек к соответствующим игрушкам, предметам, картинкам.
24. Понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции (Дай мяч Оле. Покажи у куклы глаза и т. д.);
25. Понимать по табличкам фразы с глаголами в настоящем времени (Мальчик бежит. Девочка спит), подбирать таблички к соответствующим картинкам, демонстрировать названное на табличке действие.
26. Различать знакомые слова и фразы только по устному предъявлению или только по табличкам.
27. Читать по табличкам знакомые слова (по подражанию взрослому).
28. Складывать (из разрезной азбуки) знакомые слова с опорой на таблички, используя весь набор букв. Слова берутся из различных тематических групп.
29. Писать знакомые слова печатными буквами (списывание с табличек). Письмо фломастером (карандашом, ручкой) на листочках или в тетрадках.
30. Использовать усвоенные слова и фразы в общении со взрослыми и детьми.
31. Прочитывать слова и фразы с последующей демонстрацией прочитанного, показом необходимого предмета (картинки).
32. Описывать сюжетные картинки 2-3 фразами; отвечать на вопросы об изображенных детях и взрослых, их действиях; подбирать таблички и прочитывать их.
33. Складывать из разрезной азбуки знакомые слова (по памяти, в случае затруднений прочитывать табличку).
34. Понимать вопросы и отвечать на них (в ситуации): Что делает Оля? Какой мяч? Чей аппарат? Где Таня?
35. Отчитываться о выполненных действиях (Что ты сделал?) устно, в случае затруднений - чтение табличек.
36. Использовать в речи глаголы прошедшего времени (нарисовал, слепил, прочитал и т. д.)
37. Запоминать потешки, четверостишия, читать их наизусть.
Третий год обучения
К концу года ребенок способен:
1. Выбирать заданные предметы или их изображения из общей группы, размещать их в указанных местах.
2. Называть предметы, действия, качества.
3. Подкладывать таблички, приближенно устно проговаривать, выборочно дактилировать короткие слова по подражанию; аналитически (дактильно) читать короткие слова.
4. Понимать и выполнять поручения, данные в устно-дактильной форме, сообщать о выполненном действии в устной и дактильной форме.
5. Отвечать на вопросы в устной и дактильной форме.
6. Аналитически (дактильно) читать короткие тексты по книге (подписи к картинкам из 2-4 предложений).
7. Составлять короткие рассказы (3-4 предложения) по сюжетной картинке (из знакомых слов). Выборочно дактилировать заданные слова.
8. Драматизировать короткие рассказы (3-4 предложения). Подбирать картинки к прочитанному тексту (3-4 предложения).
9. Выкладывать из разрезной азбуки подписи к картинкам.
10. Использовать устную, устно-дактильную, письменную формы речи для выражения различных коммуникативных намерений (вопросы, побуждения, сообщения, отрицания) при проведении дидактических игр, речевых упражнений, в конкретных речевых ситуациях.
11. Усваивать целые фразы разговорного типа без членения их на отдельные слова: Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? Сколько тебе лет? (вопросы и ответы).
12. Уметь писать печатными буквами данные о себе (возраст, фамилия, имя, адрес).
13. Читать тексты по книге с драматизацией прочитанного и подбором картинок (объем текста 3-4 предложения).
14. Составлять короткие рассказы (3-4 предложения) о событиях дома, на прогулке, в группе.
15. Воспринимать связный рассказ педагога на определенную тему (слухо-зрительное восприятие текста из 3-4 фраз с выборочным дактилированием слов).
16. Проводить короткие беседы (2-3 тематически связанных вопроса) в форме вопрос – ответ на заданную тему.
17. Употреблять в речи вопросы. Что это? Кто это? Как называется? Где живет? Где растет? Кто дал? Где работает? Что делает? Какого цвета? Какой формы?
18. Узнавать предметы по их описанию (описание из 3-4 предложений).
19. Читать короткий рассказ (аналитическое чтение).
20. Записывать названия знакомых предметов одной тематической группы (5-6 слов).
21. Самостоятельно пользоваться в общении со взрослыми и с детьми словами и фразами, усвоенными на предыдущих этапах обучения и в текущем году, выполнять поручения, понимать вопросы, уметь ответить на них, задавать вопросы, здороваться, прощаться, благодарить.
22. Знать и использовать слова, обозначающие названия предметов и явлений, действий, качеств; отражающие видо-родовые отношения (игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель и др., в зависимости от тематики занятий); слова, обозначающие целое и его часть (У лисы есть голова, туловище, лапы, хвост); синонимы (дети, ребята; наступила, пришла).
23. Понимать и выполнять инструкции (Положи ручку в шкаф. Собери книги, положи на стол).
24. Сообщать о настоящих (Что ты делаешь? Что делает Оля?) и выполненных действиях (Что ты сделал?) устно, в случае затруднений - чтение табличек.
25. Участвовать в беседах о событиях дома, в детском саду в вопросно-ответной форме. Объем 4-5 тематически связанных вопросов.
26. Отвечать на вопросы о свойствах и назначении предметов (Что это? Какого цвета? Какой формы? Для чего нужен?); описывать знакомые предметы из различных тематических групп с указанием цвета, формы, величины, назначения предмета.
27. Узнавать предметы по описанию, данному в устной или письменной форме. Объем описания 3-4 предложения.
28. Описывать сюжетные картинки. Объем описания 4-5 предложений.
29. Запоминать потешки, четверостишия, читать их наизусть.
30. Складывать слова и фразы (из различных тематических групп) по памяти. В случае затруднений использовать таблички.
32. Записывать слова и фразы печатными буквами. Уметь написать данные о себе (имя, фамилия, возраст).
Четвертый год обучения
К концу года ребенок способен:
1. Употреблять в речи вопросительные, побудительные и отрицательные предложения в соответствии с коммуникативными задачами в устной, устно-дактильной, письменной (выбор таблички, запись отдельных слов) формах речи.
2. Выражать отношение к игре, к заданию, к событию. Уметь оценивать выполнение заданий.
3. Составлять описание на заданную тему (погода, режим дня, праздник, завтрак, обед, ужин), по сюжетной картинке (5-7 предложений) в устной и устно-дактильной форме речи.
4. Читать текст, драматизировать его, подбирать картинки по содержанию, делать зарисовки содержания (5-10 предложений).
5. Составлять рассказ на заданную тему из рассыпного текста (3-5 предложений).
6. Читать наизусть короткие стихотворения на знакомые темы (с соблюдением всех требований к произношению).
7. Угадывать предметы по описанию (из 3-4 предложений).
8. Уметь дифференцировать значения слов, близких по содержанию или звучанию, в специальных речевых упражнениях.
9. Записывать слова в словарики по тематическим группам.
10. Самостоятельно употреблять в речи необходимые по ситуации высказывания (вопросы, побуждения, сообщения, отрицания). Варьировать высказывания (например: Я уже не болею. Я выздоровела. Кукла хочет есть. Кукла голодна).
11. Уточнять значения слов в процессе их сопоставления – в связной речи, в конкретной ситуации в условиях деятельности: Вова уронил лопату. Лопата упала (уронил – упала, положил – лежит, повесил – висит, поставил – стоит, кормит – ест и т.п.).
12. Уточнять значения слов разной меры обобщенности в ходе их сопоставления в связной речи (Мишка, машина - игрушки. Лиса, волк, корова, собака – животные. Лиса, волк – дикие животные. Корова, свинья – домашние животные).
13. Читать текст по книге (со знакомым содержанием и словесным оформлением) и составлять развернутый его пересказ с добавлением предшествующих и последующих событий.
14. Самостоятельно составлять рассказ из 5-7 предложений о событиях в группе, дома, на улице.
Составлять описание предметов с использованием прилагательных, необходимых для раскрытия свойств и качеств предмета (цвет, форма, величина, материал, качество и т. п.).
15. Читать текст по книге с выделением героя рассказа (О ком говорится? О ком написано? О ком читал?) и описанием его деятельности (Что он делает? Когда он что-то делал? Где? С кем? Зачем? Почему?).
16. Уметь записывать заданные слова печатными буквами (Напиши весенние месяцы. Напиши, кто есть в семье. Напиши, что стоит на полке и т. д.).
17. Передавать поручения через третье лицо (Скажи Саше, чтобы полил цветок. Попроси Сашу принести воды и т. д.
18. Являться инициатором речи; уметь обратиться с вопросами, просьбами, репликами к незнакомым людям, учить сообщать информацию о себе.
19. В свою речь включать слова разной степени обобщенности (посуда: кухонная, столовая, чайная), уточнять связи по типу «целое и его часть» (дерево: корень, ствол, ветки, листья), использовать в речи антонимы (короткий - длинный), варьировать употребление слов-синонимов и синонимических выражений (На деревьях появились нежные зеленые листочки. - Распустились первые клейкие листочки).
20. Понимать и выполнять поручения, состоящие из нескольких простых (Возьми у Нины Петровны ножницы, положи на стол. Пойди на кухню, узнай, что сегодня на обед).
21. Составлять рассказ на заданную тему («Праздник Елки», «Выходной день» и т. д., объем 5-7 предложений), первоначально с опорой на вопросы.
22. Самостоятельно описывать предметы (животных) с указанием цвета, формы, величины, материала, назначения и других признаков.
23. По описанию узнавать знакомые предметы, которые раньше дети не описывали.
24. Составлять рассказы из разрезного текста (из отдельных предложений, объем &nd
|