Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МКДОУ Детский сад 10 село Сергиевское


Вторник, 19.03.2024, 13:55

Система работы с одарёнными детьми в условиях ДОУ

В статье рассматривается понятие «одаренность», «детская одаренность». Представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по развитию одаренности дошкольников. Выделены педагогические условия, обеспечивающие оптимальное управление развитием детской одарённости в обычном дошкольном учреждении. Предлагается программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.

Одаренность, детская одаренность, сферы детской одаренности, система работы.

V. S. Tsitsenko,

 

В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.

Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости? Ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип – принцип ответственности за будущее детей.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей.

Ряд учёных отмечают такие особенности психосоциального развития одарённых детей, как перфекционизм, которому часто сопутствует чувство неудовлетворённости, повышенная уязвимость, трудности в общении.

Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.

В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в обычном дошкольном учреждении:

  • работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;

  • система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;

  • реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;

  • реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.

    В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:

  • Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

  • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.

  • Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

  • Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.

  • Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

    Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

    Интеллектуальная сфера

  • ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью

  • охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания

  • проявляет исключительные способности к решению задач

  • проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

  • часто с головой уходит в то или иное занятие - выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

    Сфера академических достижений

    Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное. Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания. Творчество 

  • ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;

  • демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;

  • изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;

  • часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

  • способен продуцировать оригинальные идеи;

  • способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов. Общение и лидерство

  • ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;

  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

  • c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

  • в общении со сверстниками проявляет инициативу;

  • принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

    Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

  • ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

  • проводит много времени за рисованием и лепкой;

  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

  • осознанно строит композицию картин или рисунков;

  • работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка:

  • ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; - чутко реагирует на характер и настроение музыки; - легко повторяет короткие ритмические куски. Двигательная сфера:

  • ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

  • любит движения (бег, пряжки, лазание);

  • прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

    Модель психолого-педагогического сопровождения работы с            одарёнными детьми             внутри           ДОУ   показывает    её эффективность,    как      в          плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное – в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.

    Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ. В 2010 году такая программа была создана.

    Основные составляющие и методические рекомендации программы психологопедагогического сопровождения одарённых детей:

    1. Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.

    2. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:

  • блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;

  • модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.

    3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:

  • вводящие новую информацию (навыки, операции);

  • закрепляющие новую информацию; систематизирующие новую информацию.

    1. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.

    2. Систематически проводить:

  • контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);

  • психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психологопедагогических характеристик развития (2 раза в год).

    Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка «Почемучки». При этом решаются следующие задачи.

    1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.

    2. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.

    3. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

      Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется и развитию творческий способностей дошкольников. Наши воспитанники посещают танцевальный кружок «Веселинка», вокальный «Соловушка», детский оркестр «Волшебный сундучок», спортивный кружок «Ритмическая гимнастика», плавание «Русалочка». В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство с ДК «Молодёжный», где дети с удовольствием занимаются гимнастикой и танцами.

      Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.

      Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

      Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.

      ЛИТЕРАТУРА

  • < >исследовательскими темами (ИИТ) / Т.К. Александрова, Е.А. Пивчук // Завуч. – 2002. – № 2. – С. 137139.

     

  • Арцев, М.Н. Положение о городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» научного общества учащихся / М.Н. Арцев // Завуч. – 2004. – № 5. – С. 59-72.

  • Бекетова, З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.

  • Белоненко, С.А. Стратегия работы с одарёнными детьми в начальной школе / С.А. Белоненко // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 1. – С. 124-127.

  • Иванова, Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования / Е.О. Иванова // Завуч. – 2002. – № 8. – С. 100-117.

  • Копытов, А.Д. Размышления о педагогике одарённости / А.Д. Копытов // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 1. – С. 23-35.

  • Маистровая, З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья одарённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей / З.Г. Маистровая // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 2. – С. 114117.

  • Марков, Н.С. У каждого старшеклассника гимназии – своя образовательная траектория / Н.С. Марков // Завуч. – 2004. – № 5. – С. 5-10.

  • Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования : учебно-методическое пособие / А.Д. Насибуллина. – М. : Компания Спутник+, 2007. – 96 с.

  • Овсянникова, Е.А. Одарённые дети (из опыта работы) / Е.А. Овсянникова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 153-154.

  • Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей : учебное пособие / под ред. А.М. Матюшкина. – М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 192 с.

  • Панютина, Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.

  • Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

  • Петракевич, Е.А. Школа, ориентированная на развитие одарённости / Е.А. Петракевич // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 1. – С. 148-151.

  • Петрова, Л.И. Детская психология. Адаптация ребёнка в современном мире / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д :Феникс, 2007. – 335 с.

  • Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.

  • Семёнов, А.Е. Об особенностях построения образовательных программ для одарённых детей в Малой академии Челябинского государственного университета / А.Е. Семёнов // Одарённый ребёнок. – 2010. – № 1. – С. 107 – 112.

  • Табакова, Е.П. Организация конкурсов достижений в образовательном процессе : методическое пособие / Е.П. Табакова. – Оренбург : Региональный центр развития образования, 2006. – 145 с.

  • Тоболкина, И.Н. Значение разработок комплексных целевых программ по развитию одаренности детей для реализации концептуальных положений Федеральной целевой программы «Одарённые дети» / И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 2. – С. 6-14.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024