2.3. Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений
2.3.1. Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами
Образовательную деятельность осуществляют педагоги группы: воспитатели и учитель-дефектолог, а также педагог психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре Учреждения.
Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателей группы, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними. Родителей информируют о продвижениях, успехах или трудностях в усвоении АОП их ребенком. Во время пребывания ребенка дома (выходные дни) родители осуществляют его воспитание и обучение, ориентируясь на рекомендации учителя-дефектолога.
Освоение детьми с нарушением слуха АОП осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации. Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением слуха состоят из необходимости включения как можно большего количества различного вида наглядности, моделирования и практической деятельности с предметами, индивидуальном и дифференцированном подходе, сниженном темпе обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, возврата к уже изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей. Образовательная деятельность и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждой игровой или другой детской деятельности должен быть направлен на решение коррекционно-развивающих, обучающих и воспитательных задач. Все специалисты, работающие в Учреждении используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод, как ведущий.
- коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха положительную роль играют совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. о время проведения таких занятий развитие слухового восприятия идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Направления работы |
ВОСПИТАТЕЛИ |
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ |
ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ |
ИНСТРУКТОР ПО |
Развитие мелкой моторики |
Пальчиковый театр Мозаика Конструирование. Ручной труд Игры с мелким природным материалом Дидактические игры Шшнуровка, пальчиковая гимнастика. Обводка шаблонов и трафаретов, букв. Дактиль |
Игра на детских муз. инструментах. Танцевальные движения Ритмопластика Фонетическая ритмика |
Элементы мышечной релаксации |
Упражнения с мелкими предметами Упр. на профилактику сколиоза и плоскостопия |
Развитие слухового восприятия |
Создание слухо-речевой среды Тактильно-вибрационное восприятие Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала Слушание бытовых звуков, Игровая аудиометрия Использование шумовых, звучащих игрушек, инструментов Произношение с экраном и без экрана Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала |
Тактильно-вибрационное слушание музыки, Игра на детских муз. инструментах, слушание себя и друг друга, Игры на различение музыкальных ритмов, Дид. упр. «Угадай на чём играю» - развитие тембрового слуха. |
Дидактические игры: «Угадай чей голос?», « Тихо-громко», «Угадай, где звучит», Слушание музыки различного характера для релаксации |
Музыкально-ритмические движения Различные движения под звучание шумовых муз.инструментов Прислушивание к командам, инструкциям
|
Развитие артикуляционного аппарата |
Артикуляционная гимнастика Упражнения с зеркалом Фонетическая ритмика Упражнения - подражания |
Тактильно-вибрационное слушание музыки, «подпевание», Игра «Делай как я», Фонетическая ритмика, Песенки со звукоподражаниями |
Игры-дразнилки |
Упр. на отработку правильного дыхания «Насос», «Шторм в стакане» |
Слухо-зрительное восприятие |
Сюжетно-ролевые игры, Чтение по табличкам, Фонетическая ритмика Чтение по губам Дид.упр. «Звук и буква» Тактильно-вибрационное восприятие Фонетическая ритмика Глобальное чтение слов по табличкам Соотнесение написания, произношения, изображения, действия, предмета Использование кубиков с различным наполнением со слогами, буквами Чтение по губам Дид.упр. «Звук и буква» Тактильно-вибрационное восприятие |
Тактильно-вибрационное восприятие, Муз.-ритм. упр с музыкальными инструментами, Использование табличек |
Использование музыки, мульти-медиа системы для просмотра слайдов, иллюстраций направленных на создание благоприятного эмоционального состояния, взаимоотношений в коллективе, Использование табличек |
Использование табличек, жестов, указательных знаков, иллюстраций, четкие короткие указания, команды
|
Обучение произношению |
Голосовые упражнения Дыхательные упражнения Фонетическая ритмика «Чтение» альбома звукоподражаний Пополнение активного и пассивного словаря
|
Участие в драматизации, Подпевание |
Фонетическая ритмика, Дид.упр. «Как я» |
Фонетическая ритмика, Совместное проговаривание,
|
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия |
Глобальное чтение слов, использование табличек Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры» Рассматривание иллюстраций к сказкам с последовательно-развивающимся сюжетом (н-р, «Репка»), Глобальное чтение, Использование условных обозначений Создание фотоальбомов, коллекций, Совместные поделки, макеты Использование пиктограмм |
Муз-ритм. игры «Делай как я»,
|
Дидактические игры «Что изменилось?», «Чьё это?», «Найди пару» Игры на классификацию, Пазлы, пирамидки Создание и использование пиктограмм Игры на развитие эмоций |
Выполнение движений по схемам, пиктограммам Подвижные игры с правилами, игры на подражание действиям, движениям. Кинезиологические упражнения |