2.3. Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений
2.3.1. Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами
Образовательную деятельность осуществляют педагоги группы: воспитатели и учитель-дефектолог, а также педагог психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре Учреждения.
Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателей группы, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними. Родителей информируют о продвижениях, успехах или трудностях в усвоении АОП их ребенком. Во время пребывания ребенка дома (выходные дни) родители осуществляют его воспитание и обучение, ориентируясь на рекомендации учителя-дефектолога.
Освоение детьми с нарушением слуха АОП осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации. Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением слуха состоят из необходимости включения как можно большего количества различного вида наглядности, моделирования и практической деятельности с предметами, индивидуальном и дифференцированном подходе, сниженном темпе обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, возврата к уже изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей. Образовательная деятельность и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждой игровой или другой детской деятельности должен быть направлен на решение коррекционно-развивающих, обучающих и воспитательных задач. Все специалисты, работающие в Учреждении используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод, как ведущий.
- коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха положительную роль играют совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. о время проведения таких занятий развитие слухового восприятия идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Направления
работы
|
ВОСПИТАТЕЛИ
|
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
|
ПЕДАГОГ-
ПСИХОЛОГ
|
ИНСТРУКТОР ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
|
Развитие мелкой
моторики
|
Пальчиковый театр
Мозаика
Конструирование.
Ручной труд
Игры с мелким природным материалом
Дидактические игры Шшнуровка, пальчиковая гимнастика.
Обводка шаблонов
и трафаретов, букв.
Дактиль
|
Игра на детских муз. инструментах.
Танцевальные движения
Ритмопластика
Фонетическая ритмика
|
Элементы мышечной релаксации
|
Упражнения с мелкими предметами
Упр. на профилактику сколиоза и плоскостопия
|
Развитие
слухового восприятия
|
Создание слухо-речевой среды
Тактильно-вибрационное восприятие
Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала
Слушание бытовых звуков,
Игровая аудиометрия
Использование шумовых, звучащих игрушек, инструментов
Произношение с экраном
и без экрана
Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала
|
Тактильно-вибрационное слушание музыки,
Игра на детских муз. инструментах, слушание себя и друг друга,
Игры на различение музыкальных ритмов,
Дид. упр. «Угадай на чём играю» - развитие тембрового слуха.
|
Дидактические игры: «Угадай чей голос?»,
« Тихо-громко», «Угадай, где звучит»,
Слушание музыки различного характера для релаксации
|
Музыкально-ритмические движения
Различные движения под звучание шумовых муз.инструментов
Прислушивание к командам, инструкциям
|
Развитие
артикуляционного
аппарата
|
Артикуляционная гимнастика
Упражнения с зеркалом
Фонетическая ритмика
Упражнения - подражания
|
Тактильно-вибрационное слушание музыки, «подпевание»,
Игра «Делай как я»,
Фонетическая ритмика,
Песенки со звукоподражаниями
|
Игры-дразнилки
|
Упр. на отработку правильного дыхания «Насос»,
«Шторм в стакане»
|
Слухо-зрительное восприятие
|
Сюжетно-ролевые игры,
Чтение по табличкам,
Фонетическая ритмика
Чтение по губам
Дид.упр. «Звук и буква»
Тактильно-вибрационное восприятие
Фонетическая ритмика
Глобальное чтение слов по табличкам
Соотнесение написания, произношения, изображения, действия, предмета
Использование кубиков с различным наполнением со слогами, буквами
Чтение по губам
Дид.упр. «Звук и буква»
Тактильно-вибрационное восприятие
|
Тактильно-вибрационное восприятие,
Муз.-ритм. упр с музыкальными инструментами,
Использование табличек
|
Использование музыки, мульти-медиа системы для просмотра слайдов, иллюстраций направленных на создание благоприятного эмоционального состояния, взаимоотношений в коллективе,
Использование табличек
|
Использование табличек, жестов, указательных знаков, иллюстраций, четкие короткие указания, команды
|
Обучение произношению
|
Голосовые упражнения
Дыхательные упражнения
Фонетическая ритмика
«Чтение» альбома звукоподражаний
Пополнение активного и пассивного словаря
|
Участие в драматизации,
Подпевание
|
Фонетическая ритмика,
Дид.упр. «Как я»
|
Фонетическая ритмика,
Совместное проговаривание,
|
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия
|
Глобальное чтение слов, использование табличек
Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры»
Рассматривание иллюстраций к сказкам с последовательно-развивающимся сюжетом (н-р, «Репка»),
Глобальное чтение, Использование условных обозначений
Создание фотоальбомов, коллекций,
Совместные поделки, макеты
Использование пиктограмм
|
Муз-ритм. игры
«Делай как я»,
|
Дидактические игры «Что изменилось?»,
«Чьё это?»,
«Найди пару»
Игры на классификацию,
Пазлы, пирамидки
Создание и использование пиктограмм
Игры на развитие эмоций
|
Выполнение движений по схемам, пиктограммам
Подвижные игры с правилами, игры на подражание действиям, движениям.
Кинезиологические упражнения
|
|