Цель проекта:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи проекта:
-
Совместно с другими специалистами учреждения образования разработать алгоритм распределения детей по группам соответственно их интересам;
-
Содействие самореализации талантливых детей;
-
Содействие в повышении профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.
Задачи для педагогов:
- развивать свою социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
- учитывать опыт детей, приобретенный в саду.
Проблема: Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Этапы реализации проекта
Срок: август -сентябрь
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога.
Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога.
Итог этапа:
1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
2. Создание базы данных одаренных и талантливых детей;
3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Срок: октябрь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психологической компетенции участников педагогического процесса.
Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с педагогами и родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
1. Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей.
Срок: ноябрь-апрель
РАЗВИВАЮЩИЙ
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Рефлексивные техники. Занятия по развитию эмоционального мира ребенка. Семинар по развитию креативности педагога.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах.
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Ожидаемые результаты
• Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
• Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.
• Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.
• Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации) .
• Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.
Необходимые условия для реализации проекта
• Оснащенность кабинета практической психологии необходимым диагностическим, методическим инструментарием.
• Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Перспективы проекта
• Обмен и передача опыта педагогам других ДОУ.
• Цикличность этапов работы с одаренными и талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов.
Пояснительная записка
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.
Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство, из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих. Поэтому нашему ДОУ ближе динамический подход как одно из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка, осуществляя переход «от диагностики отбора к диагностике развития» (Д. Б. Богоявленская, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Э. П. Торрэнс и др.) . В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности. Ещё одним из направлений, заинтересовавшим педагогов нашего ДОУ, является разработка методов идентификации одаренных детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Е. И. Щебланова, И. В. Дубровина и др.)
Одно из направлений работы нашего детского сада – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы специалистов и работы психолога.
Одна из важных задач в нашем дошкольном учреждении – организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности. В основу образовательной программы нашего ДОУ входит программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса,Т.С. Комаровой , разработанная с учетом новых ФГОС, направленная на развитие разнообразных видов детской творческой деятельности.
Понятие способностей выступает в качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.
В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей. Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек - особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности , речевых и музыкальных способностей.
Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности. Вслед за А. М. Матюшкиным мы одаренность понимаем как развивающееся творчество, прежде всего творческих способностей. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления, в сочетании с интенсивным развитием воображения это обеспечивает развитие творческих способностей. Л. С. Выготский показывает, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начинает складываться в игровой деятельности и получает дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах детской творческой деятельности – изобразительной, музыкальной, театральной и др. Воображение является показателем ярко выраженных художественно-творческих способностей. Л. С. Выготский, формулируя основной закон детского творчества, акцентирует внимание на том, что: «… ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе». Говоря о синкретизме детского творчества, ученый отмечал: «… творчество ребенка еще не строго дифференцированно, не по различным видам искусства, не по различным формам литературы, у детей существует широкий синкретизм, соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды искусства. Этим общим корнем является игра».
И. Н. Вахмякова в своем научном исследовании приходит к заключению, что творческие процессы обнаруживаются в полной мере с дошкольного возраста в соответствии с рядом причин: творческой природой жизнедеятельности старшего дошкольника, ведущей роли эмоциональной сферы в психическом развитии детей, преобладанием у старшего дошкольника образного мышления как способа постижения окружающего мира. Творческая деятельность оказывает преобразующее влияние на личность ребенка, создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных способностей. Возрастные особенности проявляются и в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Все эти качества развивают у ребенка дошкольного возраста любознательность, которая стимулирует стремление к исследованию, открытию предметов и явлений окружающей действительности.
Характер развития творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой, а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.
Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми
Работа с детьми по развитию творческой одаренности в детском саду реализуется в рамках индивидуальной и подгрупповой работы. В нашем ДОУ функционируют :
-
Индивидуальные и подгрупповые занятия по«Квилингу» (воспитатель Николаенко О.Д.) ;
-
Подгупповые занятия по теарально-речевой деятельности: выразительности речи и дикции (воспитатель Горкавенко М.В.)
-
Индивидуальные и подгрупповые занятия по танцам и пению.
( музыкальный рководитель Санькова Н.В.).)
-
Индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию творческих способностей( педагог-психолог Михнева Н.В.)
Данные занятия способствуют развитию речевой, интеллектуальной сферы , изобразительных, музыкальных и психомоторных способностей.
Привлечение детей к данной работе происходит на основе интересов и желаний детей. Затем проходит анкетирование родителей и педагогов, диагностика детей. Принципами выявления таких детей являются:
• Опора на валидные и экологичные методы психодиагностики;
• Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности - это:
1) психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития детей;
2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с детьми. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Психологическое сопровождение занятий заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий. При проведении занятий очень важен положительный эмоциональный настрой детей. Различные формы «Экрана настроения» помогают наглядно, красочно представить настроение всех детей за короткое время. Предполагается, что положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное темными. Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение ребенка на протяжении длительного срока, что является показателем того нравится ли ребенку деятельность, которой он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние. Для этого были использована рефлексивная техника «Карта настроения», преимущества которой заключается в том, что каждый ребенок, не стесняясь коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.
Также развитие творческой одаренности происходит через разработку и реализацию творческих проектов педагогов. При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т. д., или другие формы, более близкие педагогу).
Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности.
Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому очень важным элементом сопровождения является тренинговое развитие эмоционального мира ребенка, которое осуществляется по системе занятий С.И.Семена «Уроки добра!»
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Диагностический инструментарий Используемые методики:
С детьми:
1. Тест креативности П.Торренса « Дорисуй фигуры»
2.Тест Векслера .диагностика структуры интеллекта(детский вариант)
3.Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний»
4.Методика «Два домика» (Т. Марцинковская) .
С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич
2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (ЛОСЕВА А.А.)
4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»
3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя(самооценка)
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
2.Методика « Определение склонностей ребенка»
Алгоритм распределения детей по интересам
1. Посещение детьми занятий со специалистами.
2. Психодиагностика: анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.
3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.
4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.
5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.
6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений