ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В идеологическом противоборстве большое место занимают технологии информационно-психологического воздействия (манипулирования) в массовых информационных процессах, которые зачастую выступают в качестве контрмер (или оппонента) при формировании антитеррористических ценностей.
Технология в современной коммуникативной науке – это совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности, для осуществления деятельности на основе рационального ее «расчленения» на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.
Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей для воздействия на массовое и индивидуальное сознание аудитории и молодежи в частности.
Экстремистские и террористические сайты зачастую используют в своем арсенале воздействия на личность самые разные средства – от способствующих процессу формирования террористических позиций, так и вызывающих реакции страха, неуверенности, психологической напряженности. Эти технологии применяются в качестве средства разрушения политической стабильности в обществе, а также формирования террористической идеологии.
Основные технологии воздействия на общественное сознание через Интернет-контенты
- Манипулирование с истинной информацией.
- Тенденциозный подбор тем и материалов.
- Эмоциональное комментирование, представление происходящего.
- Технология влияния на деформацию архетипических образов, внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха.
- Использование контентов как канала доведения до населения, руководства страны нацеленной дезинформации.
- Технологии манипуляции с опросами общественного мнения.
- «Эффект CNN»(тенденциозное представление информации).
- Эксплуатация всевозможных слухов, которые могут целенаправленно влиять на информационно-психологический климат в обществе.
- Использование контентов как инструмента непосредственного доведения до общества и отдельных личностей угроз, ультиматумов, «импульсов» диктата и устрашения.
Например, технология «манипулирования с истинной информацией» является одной из наиболее широко распространенных технологий информационно-психологического воздействия на общественное сознание. Так, организованное блокирование части информации или запрет на выражение точки зрения противоположной стороны при акцентировании политически выгодных тем может вызвать у пользователей реакцию, которая будет неадекватной происходящим в действительности событиям.
Технология манипуляции опросами общественного мнения входит в состав технологий для воздействия на общественное сознание. Основана на демонстрации в информационном потоке некорректных результатов опросов, что может деформировать не только мнение личности, но и общественное мнение. Опросы, являясь по существу средством зондирования состояния общества, в принципе позволяют манипулировать общественным мнением.
Технология влияния контентов на деформацию архетипических образов – одна из технологий для воздействия на общественное сознание, посредством которой осуществляется внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха. Эта технология состоит в воздействии на стереотипы, установки, сложившиеся у населения конкретной страны, в вытеснении из общественного сознания доминирующей национальной идеи, объединяющего морального начала и рассчитана на реализацию в долгосрочном, стратегическом плане.
«Эффект CNN» – одна из технологий для воздействия на общественное сознание через СМИ, заключается в демонстрации потрясающих психику аудитории актуальных событий в реальном масштабе времени. Благодаря эффекту "присутствия" пользователя в гуще событий (например, при бомбардировках городов) достигается эмоциональное усиление оказываемого на аудиторию психологического воздействия, которое закрепляется нацеленным комментарием.
В политических процессах активно используются манипулятивные технологии. Все политические технологии манипулирования поведением человека действуют в ограниченном временном и функциональном диапазоне. Степень их эффективности определяется духовной зрелостью людей, их готовностью обманываться. Глубинной основой политических манипулятивных технологий является конструирование мифов, обращение не к разуму человека, а к глубинам подсознания. Люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов.
Метод политических мифов – направлен на изменение основы ориентации человека, в качестве которой служит складывающаяся в мозгу определенная картина мира, с которой сравниваются явления, наблюдаемые в окружающей среде. Изменение картины мира может происходить внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным, изменить объективную картину мира, приводя к неадекватному искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам.
Противодействовать манипуляциям возможно с помощью технологий убеждающего воздействия. Чтобы перевести убеждающую информацию, являющуюся пока ценностью лишь для транслятора государственных и общественных ценностей, в личностно значимую и для молодого человека, последнему необходимо показать, что основанные на этой информации действия и поступки не только не будут противоречить его ценностным ориентациям, но и будут способствовать удовлетворению его определенных потребностей и соответствовать его ценностным ожиданиям.
Примеры технологий воздействия, которые могут влиять на ценностные установки пользователей Интернета
Анонимный авторитет - излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый в различных Интернет-контентах. Он относится к т.н. «серой» пропаганде. Одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету, который может быть религиозным или политическим деятелем, ученым или представителем другой профессии.
«Будничный рассказ» - «будничное» или «обыденное» изложение информации используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Предполагается, что пользователь, многократно сталкиваясь с информацией такого рода, перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, происходящие в обществе. Наступает психологический эффект привыкания.
«Забалтывание» - метод используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Метод «забалтывания» нередко применяется для создания «информационного шума», когда нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему в его основе лежит эффект размытия внимания, за счет большого объема текста с малой информационной нагрузкой.
Эмоциональный резонанс - данную технику определяют как способ создания у пользователей определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или рекламного «промывания мозгов».
Эффект бумеранга - организация тотальной травли своего оппонента, приводит к тому, что в итоге он начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории.
Эффект ореола - базируется на коварном психологическом свойстве - человеческой склонности мыслить «ложными аналогиями» и состоит из двух распространенных стереотипов-заблуждений:
1) «Рядом - значит вместе». Вследствие этого феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих.
2) Второй стереотип человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других делах.
Эффект первичности - в современной пропаганде существует принцип: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Здесь срабатывает один из эффектов восприятия: мы склонны отдавать предпочтение той информации, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение очень трудно.
Информационная блокада – замалчивание или заведомо искаженное описание происходящего. Информационная блокада всегда тесно связана с информационным доминированием. Это две стороны одной медали. К ним прибегают как в случае военных действий, так и в мирное время.
Эти методы в Интернет пришли, прежде всего, из средств массовой информации. В связи с этим актуальным становится вопрос, что первично в появлении и распространении информации СМИ или Интернет, и что на что в большей степени влияет сегодня.
СМИ И ИНТЕРНЕТ
Средства массовой информации в «чистом», первозданном виде - это информационная журналистика и аналитика. Вначале именно из газет, а с течением прогресса посредством радио и телевидения, люди узнавали свежие новости. Традиционные СМИ являлись эксклюзивными площадками первичной публикации значимой информации, а также задавали основные тренды в ее общественном восприятии. За последние несколько лет (начиная с 2010 г.) изменились принципы формирования информационной повестки. Произошла трансформация информационного пространства. Основную роль в формировании информационной повестки стали играть соцсети, блоги и особенно микроблоги. Таким образом, сегодня и пресса, и конечный потребитель в основном получают информацию из одного и того же источника - Интернета.
Впрочем, говорить об окончательной гибели СМИ и их замещении «народной журналистикой соцсетей» рано. Это не произошло по нескольким причинам: СМИ - это в большей степени политический инструмент, которым легче управлять. В Интернете ее вычленение из потока дезинформации, ненамеренных искажений и просто истерии превратилось в задачу практически непосильную для рядового пользователя. Чтобы вычислить реальное событие, требуется несколько часов перекрестной проверки фактов, причем делать это надо уметь, в том числе имея источники, заслуживающие доверия, и массу свободного времени и желания. В любом случае к тому моменту, когда Вы, все проверив, вытащите из-под «гор» лжи крошечный кусочек правды, это уже будет никому не интересно. Искать единственно верную правду в СМИ тем более бессмысленно у журналиста - времени на скрупулезную перепроверку фактов нет и подавно.
Интернет для СМИ - это главный источник новостей и одновременно средство передачи информации, в том числе и своей собственной. Что первично сегодня – ответить крайне сложно.
Контроль и противоборство с идеологией терроризма в сети Интернет (блокировка сайтов, публикации на форумах, «живых журналах»
и в социальных сетях)
Интернет, по мере расширения сферы его использования в повседневной жизни, создает потенциальную угрозу манипулятивного воздействия на личность, в том числе со стороны субъектов политического процесса.
Нежелательные материалы в Интернете могут быть размещены в виде текстов, фотографий, видеозаписей, звуковых записей, а также могут передаваться в виде файлов, содержащих какие-то из этих компонентов. Чаще всего материалы представляют собой текст или текст с графическими изображениями, но в последнее время, в силу технического прогресса, перестала быть проблемой передача файлов большого объема, в том числе и видеоизображений. Нежелательные материалы могут быть не только прочитаны в Интернете целенаправленно, но и получены в виде спама по электронной почте. При этом одним из главных способов узнать адрес веб-сайта с искомой информацией – это найти его через поисковую систему. Поисковая система выдает много ссылок на самую разную информацию, в том числе, возможно, и на нежелательные материалы. Кроме этого, двигаясь по ссылкам от одного веб-сайта к другому намеренно или случайно, можно перейти к сайту, содержащему нежелательные материалы.
Контрпропагандистская деятельность в Интернете может осуществляться по двум главным направлениям: ограничение доступа к определенным материалам и создание многочисленных контролируемых специалистами сайтов в целях публикаций на их страницах контрматериалов или опровержение существующих.
Ограничительное (разрушительное) направление деятельности в сети Интернет может осуществляться путем:
- запрета доступа конкретным лицам или конкретным компьютерам в Интернет в целом;
- сокрытия результатов поиска в поисковой системе;
- запрета доступа к веб-сайтам с определенными, заранее известными адресами, где размещены нежелательные материалы;
- усложнения доступа к определенной информации (принудительное снижение скорости соединения для предотвращения скачивания и получения материалов).
Подобные меры могут реализовываться правоохранительными органами и специальными службами, однако, задача выявления противоправного контента и информирования о нем компетентных органов, в том числе, задача и гражданского общества, при помощи уже разработанных вспомогательных ресурсов, например, сайта движения «#МедиаГвардия», сайтов Роскомнадзора и т.д. Зачастую, пассивность гражданского общества объясняется не правовым нигилизмом, а отсутствием информации о доступных механизмах информирования органов власти.
Созидательное направление контрпропаганды терроризма в сети Интернет заключается в публикации материалов под различным видом в глобальном пространстве. Это могут быть записи в блогах, форумах и чатах, комментарии к статьям и запискам других людей на информационных сайтах и в социальных сетях. Это может быть создание собственного сайта или активное присутствие на чьих-то других.
При создании, ведении или модерировании собственного или вверенного сайта следует учитывать особенность восприятия размещенной там информации. При восприятии сайтов идеологической направленности респонденты (пользователи) основной акцент при оценке сайтов делают на следующих аспектах:
- активность передачи информации (оперативность, информационная емкость сюжетов);
- «красочность» передаваемой картинки;
- «эффект лидера мнения», осуществляющего информационное сопровождение события.
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ
КОНТРПРОПАГАНДИСТСКИХ ПРИЕМОВ
Эффективность информационно-пропагандистских методик противодействия идеологии терроризма будет определяться не только деятельностью государственных структур, но во многом будет зависеть от вовлечения в этот процесс институтов гражданского общества, общественных организаций, бизнеса. Изменение обыденного сознания отдельного человека сопряжено с пониманием на сознательном уровне явления терроризма с точки зрения безопасности самого человека, его семьи, родных и близких людей. Это связано с тем, что терроризм как культ насилия имеет преимущества перед всеми другими социально-политическими, правовыми, экономическими, психологическими и т.д. методами разрешения общественных противоречий и конфликтов. Террористические акты, совершаемые в разных формах, формируют и усиливают в обществе чувство страха, обеспокоенности, обесценивают человеческую жизнь. Другая сторона этого явления состоит в том, что экстремизм и терроризм реально приводят к ограничению государственных гарантий и свобод личности, изменению норм правового демократического государства. В этой связи реализация информационно-пропагандистских методов происходит следующим образом:
1) активным проведением информационно-политических мероприятий, влияющих на ценностные установки населения. Разработкой системы социальной рекламы по пропаганде антитеррористических ценностей. Особое внимание следует уделять максимально широкому охвату потенциальной аудитории путем использования подобных материалов в ходе работы в Интернете;
2) искоренением элементов насилия из широкого спектра идеологий, которые оправдывают его использование для достижения стоящих перед конкретными людьми или группами граждан политических и любых иных целей;
3) совершенствованием механизмов предупреждения антироссийских политических и информационно-пропагандистских акций, прежде всего за рубежом, проводимых с использованием т.н. «чеченского фактора», «черкесского вопроса», которые негативно влияют на обстановку в различных регионах РФ, общественно-политическую ситуацию в России в целом и на ее международный авторитет. Данный механизм должен базироваться на развенчании существующих мифов о т.н. «геноциде черкессого народа», «несправедливом выселении чеченского или крымско-татарского народов» и др.
4) проведением единой для всех органов государственной власти информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным, экстремистским и террористическим объединениям. Подготовкой квалифицированных пропагандистов (особенно на муниципальном уровне), пользующихся доверием тех групп, в которых осуществляется контрпропагандистская работа;
5) созданием эффективной системы просвещения граждан об опасности терроризма, религиозной нетерпимости, геноцида, в том числе с использованием сети Интернет;
6) созданием сети информационных источников, обеспечивающей население достоверной информацией о террористической угрозе и негативном влиянии экстремистских, террористических организаций, а также роли идеологов, заказчиков и исполнителей террористических актов (газеты, журналы, сайты, теле-, радиопрограммы и т.д.);
7) популяризацией позитивного опыта взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций по противодействию идеологии терроризма.
Ваша задача, в ходе работы используя вышеперечисленные методы, попытаться сформировать у собеседника систему взглядов и убеждений, направленных на созидание, лояльность стране и государству и неприятие идей экстремизма, как заведомо ложных постулатов, ведущих к саморазрушению.