Проект: «Знакомим дошкольников с русской национальной культурой».
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Основной вопрос проекта:
«Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»
Проблемные вопросы:
Как жили русские люди?
Как отдыхали и работали?
Как они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Какие праздники отмечали?
Что передавали своим детям, внукам и правнукам?
Как сохранить русские игры, обычаи и традиции русского народа?
Знакомство с:
русским фольклором;
русской литературой;
русским языком;
родной природой;
русским искусством;
народным творчеством;
народными играми.
Гипотеза:
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Цель:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Сформировать чувство национального достоинства.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:
- Создание атмосферы национального быта.
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с русскими народными играми.
- Знакомство с историей Руси, Москвы, родного края.
Этапы и сроки проведения проекта.
1.Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь) Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Создание уголка прикладного искусства и «Русской избы». Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2.Аналитический (ноябрь-февраль) Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности.
3.Заключительный (март) Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация.
Тематическое планирование
Занятия:
Древняя Русь. Москва. Кремль.
Красная площадь.
Знакомство с родным краем.
Одежда русского крестьянина.
Быт и основные занятия крестьян.
Знакомство с русской кухней.
Знакомство с декоративно – прикладным искусством.
Праздники и развлечения:
«Осенины»
«Покров»
«Колядки»
«Масленица»
Литературная викторина по русским народным сказкам
Работа с родителями:
Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).
Консультации.
Результативность
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
- Сформировались чувства национального достоинства.
- Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
- Расширились знания о традициях русского народа.
- Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
- Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод:
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.