Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МКДОУ Детский сад 10 село Сергиевское


Вторник, 19.03.2024, 12:33

ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень советских людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. «Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические янания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.
Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.
Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи своих питомцев, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).
Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Целесообразно, чтобы заведующий помог воспитателю (особенно если у него небольшой опыт) подготовиться к такому посещению: посоветует заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.
Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Придя к ребенку домой повторно, воспитатель обязательно проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Добиваясь выполнения своих указаний, воспитатель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия жизни семьи.
Если в момент прихода воспитателя, кроме отца и матери ребенка, дома присутствуют и другие члены семьи, их тоже нужно привлечь к беседе. Например, невнимание к бабушке, которая в основном к занимается воспитанием внука, может свести на нет этот визит, а в некоторых случаях даже вызвать конфликт. Положительный опыт семейного воспитания заведующий детским садом и воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях, в стенной печати, через местное радио.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном администрация детского сада; помочь в этом могут и родители. Полезно вести учет литературы, с которой ознакомились родители.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми. Содержание папок периодически просматривает заведующая или воспитатель-методист.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.
Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей.
На некоторые консультации можно приглашать родителей из всех групп (например, если это беседа врача по поводу дефектов зрения и речи, нарушения осанки, аллергии у детей). Для всех родителей хорошо провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты при жэке, диетолога.
Отдельные консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей, имеющих одного ребенка, и т. д.
Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.
На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Кандидатура докладчика и содержание выступления согласовываются с заведующим детским садом, который советует, как сделать выступление более конкретным, ярким, чтобы вызвать активность всех присутствующих на собрании.
Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду.
Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно назначается в сентябре — октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной кампании — в августе и еще одно — по различным вопросам воспитания — в январе — феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей.
Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.
На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Контроль за выполнением решений возлагается на администрацию и педагогическую комиссию родительского комитета. О выполнении решений докладывается на следующем собрании.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть — в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту.
Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости. Так, в разделе «Чем мы сегодня занимались» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы. Материалы раздела сменяются ежедневно.
В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например, помещается сообщение о том, что такого-то числа проводится дальняя экскурсия, значит, за день до «похода» необходимо тщательно проверить обувь ребенка). Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц.
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить в тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этом же разделе можно освещать лучший опыт семейного воспитания. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца.
Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать.
В разделе «Картотека добрых дел» (или «Справочный», «Информационный») в той или иной форме находит отражение деятельность родительской общественности, родительского комитета, дежурных. В этом же разделе можно поместить примерный режим ребенка дома и в детском саду, меню на каждый день; дать необходимые для родителей сведения: часы приема врача, заведующей, бухгалтера детского сада; телефон, адрес учреждения; шкалу оплаты содержания ребенка в детском саду; объявления различного характера. Этот раздел обновляется по мере необходимости. Таким образом, весь материал «Уголка» раз в квартал заменяется полностью.
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.
Программы лекториев и университетов педагогических знаний тщательно продумываются воспитателями и заведующим детским садом. Содержание их различно; оно может определяться необходимостью осветить тот или иной вопрос воспитания или задачами детского сада на данный год.
Занятия в педагогических кружках должны дать родителям разнообразные практические знания и умения, которые могут им понадобиться в процессе организации жизни и воспитания детей.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.
С повседневной жизнью и работой детского сада родители могут также познакомиться в процессе дежурства в группе. Дежурства организуются по-разному, в зависимости от конкретных условий жизни детского сада, работы и пожеланий родителей. Важно, чтобы к дежурствам постепенно привлекались не только желающие, но и малоактивные родители. С ними следует заранее договориться об удобном для них дне и часе дежурства — такая персональная договоренность дисциплинирует родителей.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Заведующий совместно с педагогическим коллективом составляет годовой план этой работы.
Для того чтобы в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением необходимо провести тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволит внести необходимые коррективы.
В годовом плане работы с родителями (который является частью общего годового плана) прежде всего определяются ведущие задачи, которые должны быть тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году. Так, если детский сад ведет углубленную работу по трудовому воспитанию, это должно найти отражение и в работе с родителями: вопросы трудового воспитания будут включены в тематику общих а групповых собраний, групповых и индивидуальных консультаций; посещая семьи детей, воспитатели обратят особое внимание на то, может ли ребенок заниматься какими-то видами труда дома, есть ли у него для этого все необходимое, помогают ли ему взрослые; знакомя родителей с жизнью детского сада, можно будет шире показать им процесс трудового воспитания, организовать специальные открытые занятия; этой же теме будут посвящены тематические выставки, демонстрационные стенды, занятия-практикумы; можно запланировать и подбор специальной тематической библиотечки, папки-передвижки и т. д.
Составляя годовой план работы с семьей, заведующий учитывает предложения и рекомендации педагогического коллектива. Советы и пожелания воспитателей очень помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение отдельных мероприятий.
Руководит организацией всей работы с родителями заведующий детским садом. Он направляет подготовку как общих мероприятий, так и индивидуальных.
Самое главное в индивидуальной работе — умение каждого члеиа коллектива детского сада установить контакт с родителями, примером для воспитателей должно быть поведение самого заведующего, его манера разговаривать, советоваться с родителями или делать им замечания, предъявлять требования.
Руководить индивидуальными беседами, которые порой кратковременны, часто возникают по инициативе родителей, очень сложно; взаимоотношения между воспитателем и родителями складываются в процессе индивидуального общения и направление их в каждом данном случае педагог определяет самостоятельно. Поэтому заведующий заранее готовит воспитателей к таким беседам.
Заведующий помогает воспитателям подготовиться к посещению семей, объясняет, как лучше проводить такие посещения, определяет примерное содержание беседы, напоминает об особом в таких случаях значении вежливости и такта.
Самое непосредственное участие принимает заведующий и в подготовке и проведении консультаций, групповых и общих родительских собраний. Он утверждает содержание сообщений и докладов, намечает примерный план ведения консультаций и собраний.
Помогая воспитателю в подготовке материала сообщения, заведующий обращает внимание на то, чтобы оно отвечало следующим требованиям: соответствие намеченной теме, высокий идеологический и педагогический уровень содержания, стилистически правильная форма. Доклад должен быть насыщен не только теоретическим, но и практическим материалом, при отборе которого необходимо учесть практику работы с детьми данной группы.
Заведующий рекомендует, как привлечь к активному участию в обсуждении доклада родителей: заранее дать тезисы; познакомить с вопросами, которые будут затронуты в докладе; подобрать наглядные примеры из жизни детей в группе и в семье.
Заведующий присутствует на родительских собраниях, в случае необходимости помогает воспитателю направить ход собрания по правильному руслу или ответить на вопросы родителей, а также участвует в вынесении решений собрания, осуществляет контроль за их исполнением.
Значительна роль заведующего и в организации наглядной педагогической пропаганды: он утверждает содержание всех материалов, следит за их качеством, проверяет готовность воспитателей к специальным показам практики работы с детьми.
Особое внимание следует уделить подготовке молодых воспитателей к работе с родителями. Заведующий должен объяснить, как важны контакты с семьей, что они не только желательны, но и необходимы, входят в обязанность педагога. Доброжелательный тон в беседе с родителями, умение прислушиваться к их мнению — эти качества нужно приобрести каждому молодому специалисту.
В практике дошкольных учреждений оправдало себя участие начинающих воспитателей в консультациях и родительских собраниях, проводимых заведующим или более опытными педагогами, а также совместные посещения семьи.
Заведующий обращает внимание педагогов на необходимость осуществления всех воспитательных задач в единстве с семьей.

 
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024