Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе и опираясь на схемы и мнемотаблицы.
«Сказка про девочку Веснушку»
Экологическая сказка про девочку Веснушку и ее друзей!
Жила была милая и очень солнечная девочка Веснушка, которая хотела сделать что-нибудь доброе. Но так как малышка все время об этом думала, она даже не замечала того, что и так всем помогала и поддерживала в трудные моменты.
В один из первых теплых мартовских деньков Веснушка шла по лесу, погруженная в свои мысли, как вдруг, внимание ее привлекли нежные перезвоны. Девчушка ускорила шаг, а точнее, она побежала по подтаявшему снегу и влажным прошлогодним листьям и вскоре она выбежала на солнечную полянку. На поляне друг Веснушки мальчик Лучик мелодично раскачивал в руках колокольчик, а рядом кружились яркие цветы.
Веснушка решила познакомиться с цветами. Оказалось, что это Первоцветы. Эти яркие разноцветные малыши рассказали Веснушке, что они первые проклевываются из земли и украшают своим появлением все вокруг.
Поделились Первоцветы так же с ней и тем, что, к сожалению, люди не умеют просто радоваться, каждый хочет взять цветочек себе и любоваться им в одиночку. Малыши с грустью поведали, что из-за людского эгоизма чудесные нежные Первоцветы почти вымерли. Но грусть их была не долгой и цветики сказали Веснушке про чудесную «Красную книгу», которая помогает добрым людям узнавать про вымирающие виды растений и животных. И теперь они могут снова танцевать и радоваться приходу весны и тепла, потому что добрые и чуткие люди всегда придут на помощь хрупким малышам!
Встреча с Первоцветами натолкнула Веснушку на замечательную мысль! Она стала ходить по детским садам и школам, рассказывать детям и их родителям про Первоцветы, занесенные в «Красную книгу». И каждый, кто слушал девочку, делился с другими и в мире все больше и больше Первоцветов плясало на поляне и удивляло людей своей красотой, даря всем весеннее настроение!
Сказка по безопасности «Лесной муравей и девочка Лиза»
Наступило лето. В городской суете, в летнее время года становится очень жарко. И школьница Лиза на время летних каникул решила отправиться в деревню к бабушке. В деревне было очень хорошо, спокойно, свежий воздух. Решила Лиза отправится в лес по ягоды, по грибы. Взяла корзину и отправилась в лес.
Идет по лесной тропинке, видит, кругом красивые зеленые кустики с красивыми красными ягодками.
– Какие красивые ягодки! – подумала Лизонька. Только протянула руку, как вдруг увидела на веточке муравья.
– Ой, испугалась Лиза! – Девочка, не рви эти ягоды. Они хоть и красивые, но очень опасные для твоей жизни, они ядовитые. Кустарник, на котором они растут, называется бузиной, – сказал муравей.
– Муравей, это ты со мной разговариваешь? – спросила девочка.
– Конечно, когда увидел что ты собираешься есть эти ягоды, я побежал к тебе и решил тебя предупредить.
– Спасибо тебе муравей! – поблагодарила Лиза. Я не знала, что муравьи умеют говорить.
– А мы всей семьей трудимся в лесу и часто видим людей, мы так и научились разговаривать.
– Лизонька, я смотрю, ты не очень-то хорошо разбираешься в лесных ягодах –какие съедобные, а какие нет.
– Да, муравей, ты прав, я ведь живу в городе, а к бабушке приезжаю только летом на каникулы. Но я рада, что тебя встретила.
– Ты не против, если я попрошу тебя показать и рассказать мне о ядовитых ягодах.
– Хорошо, ответил муравей.
– Ну, тогда пошли, я впереди побегу, а ты за мной иди.
Муравей быстро побежал по тропинке, а Лиза пошла за ним. Скоро они оказались в густом, темном лесу. Лиза вдруг увидела невысокий кустарник с серо-коричневой корой, из двух-трех веточек. Ягоды сочно-красные, размером с вишневую косточку.
– Что это за ягоды? – спросила девочка у муравья.
– Это волчье лыко, по другому их называют «Волчья ягода». Любит эта ягода тенистые места, растет по опушкам в лесах и в городах, парках. Цветы розовые и вкусно пахнут. Поэтому многие люди весной собирают букеты, а это очень опасно. Вкус у ягод остро жгучий – много не съешь, но и десяток ягод может оказаться смертельной дозой. Соприкосновение с любой частью тела вызывает раздражение.
– Лизонька, никогда не срывай эти ягоды.
– Ой, муравей, смотри, какая интересная ягодка, похожая на глаз с большими ресницами.
– А ее так и называют – «вороний глаз», – сказал муравей. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни Лизонька, это очень опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
– Хорошо, не буду.
– Муравей, а какие ягоды можно собирать?
– Таких ягод очень много, это: земляника, костяника, черника, земляника, калина.
– Ой, как много вкусных и полезных ягод. Вот поеду в город и всем своим друзьям расскажу о полезных и вредных ягодах.
Долго еще Лиза с муравьем бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом муравей проводил Лизу до дома и вернулся к своим лесным жителям.
Математическая сказка
«Путешествие в волшебную страну»
Жила – была цифра 2. Она слышала, что есть на свете волшебная страна и мечтала попасть туда. Отправилась она в дальнюю дорогу. Вскоре, на ее пути встретился интересный знак. Они познакомились и подружились. Это был знак вопроса, очень любознательный и всегда все спрашивал. Он знал, чтобы попасть в волшебную страну нужно найти много друзей.
Шли путешественники и увидели цифру, длинную как спица, с острым носиком. «Кто ты?» - спросил вопросительный знак. «Я – единица!» - ответила она. Друзья пригласили ее с собой в путешествие. Вместе и препятствия легче преодолевать и идти веселее.
Через некоторое время они попали в необычный лес, в котором все предметы были круглыми: круглые деревья, круглые цветы, круглые птицы. Через полянку в лес вели 2 дорожки – одна – прямая, другая – кривая. Вопросительный знак спросил друзей: «По какой же дорожке нам пойти, чтобы быстрее попасть в волшебную страну?». Друзья пошли по прямой дорожке, потому что, как известно, прямая дорога – всегда короче.
Вдруг им показалось, что кто-то плачет. На пенечке сидел маленький значок. Знак вопроса спросил малыша, как его зовут и почему он плачет. «Я – плюсик. Я шел в загадочную страну, но заблудился». Друзья ответили, что они тоже держат туда путь, и они продолжили свое путешествие вместе.
Лес закончился. Товарищи увидели реку, но нигде не было моста, по которому можно было перейти на другой берег. Друзья остановились, задумались – как же им перебраться через реку. Мимо проходил знак равенства. Он увидел, что путешественники загрустили, и предложил им свою помощь.
Он перекинулся с одного берега на другой, и герои перешли по нему, как по мостику. Когда знак равенства узнал, куда они держат путь, он решил отправиться вместе с ними.
Вдалеке виднелись горы. Вопросительный знак спросил: «Какой формы эти горы?». Горы были похожи на треугольники. Подойдя ближе, они увидели, что какая – то цифра карабкается на гору, но никак не может забраться. Это была цифра 3, которая тоже мечтала увидеть необычную страну и спешила туда. Друзья помогли тройке и все вместе продолжили путь к вершине самой высокой горы.
Поднявшись на гору, путешественники замерли. Перед ними открывался вид на волшебную страну, вход в которую строго охранялся. Стражники сказали нашим знакомым: «Вы совершили долгое путешествие, но чтобы попасть в волшебную страну вам нужно составить и правильно решить пример».
Вопросительный знак посмотрел на друзей и предложил составить такой пример: «2+1=3».
Как только охранники увидели правильно составленный пример, они сразу же впустили друзей.
Путешественники наконец-то попали в удивительную страну под названием Математика, были очень счастливы и нашли там еще много новых друзей.
Путешествие одуванчика
Жил-был на свете, в одной деревушке мальчик лет семи, звали его Одуванчик. Родители его недавно умерли и он остался один в своем небольшом домике. Деревня была маленькая, грамотные все разъехались по городам, остались только старики да малые дети. Вот и решил наш Одуванчик отправиться в город к своей тете, уму - разуму обучатся.
Долго шёл мальчик по лесам, лугам, болотам, целых три дня и три ночи, пока не вышел на дорогу. Не успел опомниться, как увидел много разных машин больших и маленьких мчащихся с разных сторон. Испугался он, но увидел высокого человека в форме и подошел к нему. Это оказался инспектор дорожно - постовой службы. У него была красивая форма и чёрно – белая палка в руках. Одуванчик спросил, что это у него в руке и он объяснил, что это жезл, с помощью которого регулируется движение машин и пешеходов на дорогах. Малыш рассказал инспектору, что ему нужно добраться до города и попросил его о помощи. Но так как он не мог покинуть свой пост, то отправил Одуванчика к ближайшему посту ДПС.
- Запомни, малыш, если нет тротуара, нужно идти по обочине навстречу движущемуся транспорту. Потому что только так можно видеть ситуацию на дороге и вовремя отойти, пропустив приближающуюся машину, которая может ехать с большой скоростью.
Они попрощались, и Одуванчик благополучно добрался до поста ДПС, на котором его уже поджидали другие инспектора. Один из них, а именно инспектор дядя Вася, был приставлен к малышу для дальнейшей доставки его к тёте. Дядя Вася и Одуванчик сели в машину и поехали в город. По приезде в город, они оставили машину на стоянке и пошли пешком, чтобы мальчик лучше усвоил правила дорожного движения и научился их выполнять.
- Посмотри, та дорога, по которой идут люди, называется ТРОТУАР. Играть на нём нельзя, а можно только в специально отведенных местах, во дворах, парках, скверах. Дети, играющие на тротуарах, мешают движению пешеходов. Кроме того, во время игры можно увлечься, забыть об опасности и выбежать на проезжую часть дороги под колёса машины.
Чтобы перейти на другую сторону дороги, нужно воспользоваться ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДОМ, например, ЗЕБРОЙ. Водители знают, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому они снижают скорость и внимательно следят за дорогой. Но если ты видишь машину очень близко, лучше не рисковать и пропустить её. Дорогу нужно переходить спокойно, посмотрев по сторонам и убедившись, что машин поблизости нет.
- А что это за огоньки такие разные на высокой палке висят?- спросил Одуванчик у дяди Васи. Это не просто огоньки, а СВЕТОФОР! Он помогает людям и машинам перемещаться. Когда для пешеходов на перекрестке включен красный сигнал, посмотри, «человек стоит», они тоже должны стоять, потому что в это время для водителей горит зеленый, они едут. А когда для машин загорается красный сигнал светофора, то для пешеходов – зелёный и тогда «человечек идёт» и можно переходить дорогу.
Большую широкую дорогу с четырьмя полосами для автомобилей лучше переходить по «подземному» или «надземному» пешеходным переходам. Светофор горит очень мало времени и за этот период можно не успеть перейти всю дорогу. Об этих пешеходных переходах информируют знаки, на которых изображён «человечек спускающийся по ступенькам вниз и поднимающийся наверх».
Ну вот, мой маленький друг, мы и добрались с тобой до нужного адреса. Сейчас я заведу тебя к тете, но с одним условием, что ты запомнишь правила дорожного движения и будешь продолжать изучать их, пока не выучишь все. Если у тебя возникнут вопросы, не стесняйся их задавать взрослым и инспекторам ДПС, это лучше, чем попасть впросак.
Мальчик по имени Одуванчик вырос и не забыл обещания. Теперь он сам знает правила дорожного движения, ездит по детским садам и школам и обучает детей и взрослых уму разуму.
Вот и сказке конец. А кто слушал и запомнил молодец!