3.1. Организация коррекционно – развивающей деятельности для слабослышащих детей
Для слабослышащих детей учебный год начинается первого сентября, длится девять месяцев, до 1 июня. Первые две недели сентября отводятся для углубленной диагностики, сбора анамнеза, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения перспективного плана работы на месяц. Далее начинаются занятия в соответствии с утвержденным планом работы.
Формы организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Формами организации коррекционной работы учителя-дефектолога являются:
- индивидуальная непосредственная образовательная деятельность;
- групповая непосредственная образовательная деятельность;
- фронтальная непосредственная образовательная деятельность.
Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность проводятся
- с детьми 2-х – 3-х лет по 10 мин. через день;
- с детьми 4-х – 7-ми лет по 15 мин. через день и включают в себя: выработка условно-двигательной реакции на слух, опознавание и различение на слух неречевого и речевого материала; вызывание и коррекция звуков в речи; автоматизация произнесения звуков.
Фронтально-подгрупповая непосредственная образовательная деятельность включают несколько видов деятельности из разных разделов адаптированной образовательной программы: фонетическая ритмика, развитие речи (письменной и устной), развитие мышления, развитие слухового восприятия, зрительное восприятие и тактильно-двигательное восприятие, формирование элементарных математических представлений.
В зависимости от возраста коррекционно-образовательная деятельность имеет свою особенность по времени.
- С детьми 2 – 3-х лет продолжительность занятий 7–10 мин.
- С детьми 3 – 4-х лет продолжительность занятий 10–15 мин.
- С детьми 4 – 5-ти лет продолжительность занятий 15–20 мин.
- С детьми 5 – 6-ти лет продолжительность занятий 20–25 мин.
- С детьми 6– 7-ми лет продолжительность занятий 25–30 мин.
Образовательная и коррекционно-развивающая работа планируется с 09.00 до 12.30. В утренние часы, пока учитель-дефектолог проводит свое фронтально-подгрупповое занятие с одной подгруппой, воспитатель параллельно может заниматься с другой следующими видами учебной деятельности: лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием и т. п.
Некоторые занятия проводятся, согласно режиму дня, во второй его половине.
Во второй половине дня проводится работа воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию учителя-дефектолога. Эти задания могут включать: выполнение с детьми различных упражнений, направленных на закрепление или дифференциацию уже поставленных звуков, на развитие внимания и памяти, развитие слухового восприятия, закрепление нового материала по развитию речи и т. п.
3.2. Описание проведения обследования для слабослышащих детей
Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушенным слухом является начальным этапом его обучения, в процессе которого определяется как общий уровень его психофизического развития, так и его потенциальные возможности, и индивидуальные особенности. Поэтому в специальном дошкольном учреждении представляется целесообразным проведение обследования непосредственно учителем-дефектологом и воспитателями, постоянно работающими с данной группой детей. К изучению детей подключается и педагог-психолог. Важным условием проведения обследования является тесное сотрудничество и взаимосвязь всех его участников. При этом можно по-разному распределить функции между разными специалистами. Например, изучение социального и физического развития берет на себя воспитатель. Совместно с учителем-дефектологом он проводит обследование игровой деятельности. Уровень развития речи детей и состояние их слуха определяет учитель-дефектолог. Изучение познавательного развития осуществляется учителем-дефектологом группы совместно с педагогом-психологом.
Перед началом обследования все его участники знакомятся с заключениями на детей, выданными психолого-медико-педагогической комиссией, медико-психолого-педагогической документацией каждого ребенка.
Учитывая трудности привыкания маленьких детей к дошкольному учреждению, приступать к обследованию рекомендуется на 2-3-ей недели сентября, когда малыши уже немного адаптировались к условиям специальной группы. Обследование каждого ребенка группы может занять от 2-х недель до 1-1,5 месяцев. Важно не жалеть на это времени, так как в процессе наблюдений и индивидуальных диагностических занятий происходит и обучение малыша, максимально соответствующее уровню его развития. Нужно помнить, что на обследование каждого конкретного ребенка требуется разное количество времени.
Результаты психолого-педагогического обследования фиксируются в специальных протоколах, которые заполняются на каждого ребенка. По окончании обследования все его участники обсуждают результаты, анкеты, заполненные родителями детей, и составляют на каждого воспитанника развернутую характеристику, отражающую его индивидуальные возможности по основным линиям развития. Данные углубленного комплексного обследования служат основой для разработки индивидуально ориентированной программы для каждого ребенка, а также для организации коллективной деятельности детей с учетом возможностей каждого члена группы.
Цель обследования - выявление максимальных возможностей каждого ребенка.
Для обследования речевого дыхания предлагается произнести ряд слогов, чтобы выявить, сколько слогов на одном выдохе может произнести ребенок. Кроме того, особенности речевого дыхания фиксируются в процессе всего обследования произношения.
Для оценки качества воспроизведения звуков представлен специально подобранный материал, состоящий из фраз, слов, слогов а в некоторых случаях предлагаются и изолированные звуки. В проверку включены все звуки русского языка, кроме мягких согласных, так как их усвоение не предусмотрено программой воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников.
Предложенные для проверки слова и короткие фразы должны быть хорошо знакомы дошкольникам с нарушенным слухом на 3-5-й годах обучения. Предпочтение отдано материалу, наиболее актуальному для общения детей между собой и со взрослыми. Проверочный материал подобран по фонетическому принципу. Так, проверяемые гласные звуки обязательно находятся под ударением, а согласные представлены в различных позициях, включая критические (наиболее трудные для усвоения того или иного звука ребенком с нарушенным слухом, например: му, ми, ну, пи, лу).
Чтобы обеспечить выявление максимальных возможностей в воспроизведении звуков, речевой материал расположен от наиболее легкой для конкретного звука позиции к наиболее сложной.
Для уточнения качества воспроизведения звука и проверки умения дифференцировать его от звуков, близких по артикуляции, предложен слоговой материал (а также изолированные гласные и некоторые согласные). При обследовании согласных звуков используются так называемые базовые слоги с гласным а - прямые, обратные, в позиции между гласными, а также критические слоги, трудные для произнесения неслышащим детям. Если в проверяемых словах не встречается комбинаторное смягчение (перед гласными и и э), то также предлагаются слоги с гласным и.
Специально подобран речевой материал, позволяющий проверить умение детей воспроизводить различные стечения звуков:
-
двух звуков, каждый из которых может произноситься протяжно, - фл, цв, нф;
-
сонорного или фрикативного и взрывного звука - як, шк;
-
взрывного звука и сонорного или вибраита - пл, кл, тр;
-
двух взрывных звуков - пк, тк.
Качество воспроизведения слова (слитность, соблюдение звуко-слогового состава) предлагается проверять в ходе обследования звуков речи.
В альбоме также представлен речевой материал для проверки умения детей выделять ударный слог в хорошо знакомых двух-трехслож-ных словах и соблюдать нормы орфоэпии (оглушение звонких согласных в конце слова и перед глухими, произнесение безударного о как а и э как и, окончания ого как ава, ться как ца, пропуск непроизносимых согласных).
Качество воспроизведения фразы, как и слова, обследуется в ходе проверки усвоения звуков речи.
Также предложен материал для обследования уровня владения детьми элементами интонационной структуры речи. С этой целью ребенку предлагается воспроизвести логическое ударение по подражанию педагогу, например:
Где тетя? - Тетя дома.
Кто дома? - Тетя дома.
У глухих и слабослышащих детей значительно чаще, чем у слышащих отмечается неравномерность психофизического развития. Именно комплексный характер психолого-педагогического изучения позволяет выявить данную группу детей.
На основании углубленного комплексного психолого-педагогического обследования раскрывается целостная картина возможностей каждого ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни к началу его систематического обучения. Знание «диапазона» возможностей детей по основным линиям развития, в свою очередь, делает возможным разработку индивидуально ориентированной программы для каждого конкретного ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Становится реальным обеспечение индивидуализации процесса воспитания и обучения.