Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 146

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МКДОУ Детский сад 10 село Сергиевское


Вторник, 24.04.2018, 17:22

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

 

Основные цели и задачи

 

Важнейшим условием  обеспечения   целостного  развития  личности ребенка является развитие  конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая  цель — создание  необходимых  условий  для формирования ответственных взаимоотношений с семьями  воспитанников и развития компетентности родителей  (способности разрешать  разные  типы  социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей  на уважение  и понимание,  на участие в жизни детского сада.

Родителям  и  воспитателям  необходимо   преодолеть   субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки  критиковать друг друга, научиться  видеть друг в друге не средство решения  своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

• изучение  отношения  педагогов и родителей  к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство   педагогов  и  родителей  с лучшим  опытом  воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном  воспитании  дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам  сотрудничества, способствующего развитию  конструктивного взаимодействия педагогов и родителей  с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных  с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

• поощрение родителей  за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и  потребностям ребенка,  создание  необходимых  условий для их удовлетворения в семье.

 

Основные направления

и формы взаимодействия с семьей

 

Взаимопознание и взаимоинформирование

 

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком  с воспитательными возможностями семьи  ребенка,  а семья имеет  представление  о  дошкольном   учреждении,   которому   доверяет воспитание  ребенка.  Это позволяет  оказывать  друг другу необходимую поддержку  в развитии ребенка,  привлекать имеющиеся  педагогические ресурсы для решения  общих задач воспитания.

Прекрасную  возможность для  обоюдного  познания воспитательного потенциала   дают:  специально   организуемая  социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;  посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых  дверей в  

 

детском  саду;  разнообразные  собрания-встречи,  ориентированные  на знакомство  с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство  семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие  у родителей позитивные эмоции, ори- ентированные на развитие доверительных отношений с педагогами («Вы- бери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания  целесообразно проводить  регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.

Необходимо,  чтобы  воспитывающие взрослые  постоянно  сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Такое информирование происходит  при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях,  конференциях) либо опосредованно, при получении  информации из различных источников:  стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разно- образных  буклетов,  интернет-сайтов (детского  сада, органов управления образованием), а также переписки  (в том числе электронной).

Стенды.  На  стендах  размещается  стратегическая  (многолетняя), тактическая (годичная) и  оперативная информация. К  стратегической относятся  сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы,  о реализуемой образовательной программе,  об инновационных проектах  дошкольного  учреждения,  а также о дополни- тельных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения  о педагогах  и графиках  их работы,  о режиме  дня, о задачах  и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Опе- ративная стендовая  информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выход- ного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно  обновлять.

Стендовая информация вызывает у родителей  больше интереса, если они принимают  участие  в ее подготовке,  а также  если она отвечает  ин- формационным запросам  семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена  (используются фотографии и иллюстративный материал).

Для  того чтобы информация (особенно  оперативная) своевременно поступала  к воспитывающим взрослым,  важно  дублировать ее на сайте детского сада, а также в семейных календарях.

 

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

 

В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

 

 

 

Под образованием  родителей  международным сообществом  понимается обогащение знаний, установок  и умений, необходимых  для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе,  диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе  личностной центрированности.

Функцию просвещения родителей  выполняет не только  детский  сад, но и его партнеры, в том числе организации, объединяющие родительскую общественность.  Все более востребованными становятся правовое,  граж- данское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, меди- цинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.

Какие бы культурно-просветительские программы ни выбрали взрослые, важно, чтобы просвещение ориентировало родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.

Важно  предоставлять родителям право  выбора  форм  и содержания взаимодействия с партнерами,  обеспечивающими их образование (соци- альным педагогом, психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.), привлекать к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».

Программы родительского образования важно  разрабатывать и реа- лизовывать исходя из следующих принципов:

• целенаправленности — ориентации  на цели  и приоритетные задачи образования родителей;

• адресности — учета образовательных потребностей  родителей;

• доступности — учета  возможностей родителей   освоить  предусмотренный программой  учебный материал;

• индивидуализации — преобразования  содержания,   методов  обучения  и темпов  освоения  программы  в зависимости от реального  уровня знаний и умений родителей;

• участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в иници- ировании,  обсуждении  и  принятии решений,  касающихся   содержания образовательных программ и его корректировки       Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

Мастер-классы.

Мастер-класс — особая  форма  презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных  сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского  сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.).

 

 

Тренинг  (по  определению   Б. Д.  Карвасарского) — это  совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих  методов, на- правленных на развитие  навыков самопознания и саморегуляции, обучения  и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В процессе тренинга родители активно вовлекаются в специально  разработанные педагогом-психологом ситуации,  позволяющие осознавать свои личностные ресурсы. Тренинги может проводить как психолог детского сада, так и приглашенный специалист.

 

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

 

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений  и потребностей  ребенка, но и стремлений  и потребностей родителей  и педагогов.

Совместная  деятельность  воспитывающих  взрослых   может  быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры  и искусства,  по запросу  детского сада; семейные  гостиные, фестивали,  семейные  клубы, вечера вопросов  и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе  семейные),  прогулки,  экскурсии,  проектная деятельность,  семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности кор- рекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения  к детскому творчеству.

Семейные художественные студии.  Семейные  художественные студии — это своего рода художественные мастерские,  объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством  в сопровождении педагога: художника, хореографа,  актера. Творческое  взаимодействие педагога, детей и родителей  в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия;   мастер-классы для  родителей   по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок.

Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой  формой,  актуализирующей сотворчество  детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник  в детском саду.

Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).

 

 

 

Наиболее  значимы  семейные  праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике  рядом с ними находятся  родители.

Семейный театр. На протяжении всей истории  общественного  до- школьного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений  с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых  в форме семейного театра. Семейный  театр в детском саду как творческое объединение  нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя и руководителя театральной студии детского сада) может быть создан не только при участии педагогов, но и при поддержке  работников  культуры  (режиссера и актеров театра).

Семейный абонемент. Прекрасную возможность встречи с искусством способны  предоставить  семье детский  сад и его партнеры — учреждения искусства  и культуры,  организующие встречу  с искусством  по заранее составленным программам  воскресного  (субботнего) семейного  абоне- мента.  Программы могут быть как  комплексными, так и предметными, посвященными тому или иному виду искусства. Например, «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях у художника»,  «Музей  и се- мья», «Семейные  встречи в библиотеке» и др.

Семейная ассамблея. Семейная ассамблея — форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства  друг с другом, погружения в разнообразную совместную  

деятельность (художественно-продуктивную, коммуникативную, проектно-исследовательскую и пр.), привлекательную как для детей, так и для взрослых.

Организаторами семейной  ассамблеи  могут  выступить   как  отдельно взятый  детский сад, так и несколько  организаций: комитет по образованию, редакция газеты, вуз, музей, детская музыкальная школа и др. Проводить ас- самблеи можно в любое время года, летом — желательно на открытом воздухе.

     Проектная  деятельность. Все  большую  актуальность  приобретает такая  форма  совместной  деятельности,  как  проекты.  Они  меняют  роль воспитывающих  взрослых   в  управлении  детским   садом,  в  развитии партнерских отношений,  помогают  им научиться работать  в «команде», овладеть  способами  коллективной мыслительной деятельности;  освоить алгоритм  создания  проекта,  отталкиваясь от потребностей  ребенка;  достичь позитивной открытости  по отношению  к коллегам, воспитанникам и родителям,  к своей личности; объединить  усилия  педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями  для проектирования могут стать любые предложения, направ- ленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха дошкольников, проведение  Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества воспитывающих взрослых и др.

 

 

Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются бла- годаря семейному календарю , который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить  время  для  взаимодействия и общения с ребенком.

Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимо- проникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проек- тируемая  каждой семьей в логике своих потребностей  и традиций.

Сопровождающая инвариантная часть календаря,  разрабатываемая педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать  следующие  сведения: о сезоне, а также о сезонных народных  праздниках и рекомендации по их проведению  в семье с  учетом  возраста  детей;  о всемирных,  всероссийских государственных, областных,  городских,  районных  праздниках и рекомендации по их проведению  в семье с учетом возраста  детей; о профессиональных праздниках,   отмечаемых  в  семье,  и  рекомендации по  организации  с детьми  бесед о профессиях;  о мероприятиях, проводимых  для  семей воспитанников  в  детском  саду  (консультациях, заседаниях   клуба  и пр.); о репертуаре  театров и рекомендации о проведении  «дня театра» в семье; о музеях  города и об организуемых выставках,  рекомендации по проведению «дня музея» в семье; о концертах и рекомендации по их посещению вместе с ребенком; афоризмы о воспитании;  рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье — семейного  чтения, семейных  прогулок  на природу,  экскурсий  в музей, на выставки, к достопримечательностям (погружение в историю и культуру  района, города, села), художественной деятельности и т. п.

Вторая,  вариативная часть, планируемая семьей,  может  содержать следующие  сведения:  о семейных  праздниках — днях  рождения  членов семьи, родных  (именины), друзей  семьи (в том числе друзей  ребенка а также  о днях  памяти  в семье; о семейных  прогулках,  поездках  и др.;

о семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка.

Оформляя семейный  календарь,  педагоги и родители  в полной мере могут проявить  свои художественно-оформительские способности.

Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных  дел в семье и детском саду.

 

 

.

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018