Методическая разработка по теме
«Организация сюжетно – ролевой игры в младшей группе в условиях реализации ФГОС»
1. Общая характеристика игры дошкольника
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно сюжетно- ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
2. Место и роль игры в педагогическом процессе ДОУ
Говоря о месте и роли игры в педагогическом процессе, С.А. Шмаков отмечал:
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
3. Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ
-
ИГРА – это средство развития личности;
-
– средство общения;
-
– форма организации детского общества;
-
– способ обучения и самообучения;
-
– средство коррекции развития ребёнка;
-
– диагностическое средство;
-
психотерапевтическое средство
4.Основные принципы формирования сюжетной игры следующие:
- < >< >< >< >
координатор-режиссер
-
со-игрок
Одной из основных задач воспитателя является своевременное сформирование у детей умения действовать на первых этапах игры, и именно от этого будет зависеть, станет ли игра каждого ребёнка ведущей, самостоятельной деятельностью.
6. Предлагаю вашему вниманию
- Комплексное руководство по организации сюжетно-ролевой игры «Малыши в деревне» в младшей группе в условиях реализации ФГОС
7.Способы построения сюжетной игры являются
-
Цепочка условных действий с предметами
-
Цепочка специфически ролевых взаимодействий
-
Последовательность разнообразных событий
В соответствии с данными способами в организации
ролевой игры «Малыши в деревне»
можно выделить несколько этапов.
8. Цепочка условных действий с предметами
1 этап - Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка
Цель этапа: создать основу для развития и обогащения содержания игры
реализация данного этапа осуществляется через образовательную область «Речевое развитие», а именно
Чтение потешек «Как у нашего кота» «Пошел котик на торжок»
Чтение А. Барто «Лошадка», «Козленок»
Познавательно-речевое развитие, которое включает в себя
- < >
Знакомство с музыкальными произведениями«Курочка и петушок» русская народная мелодия обработка Г. Фрида, «Цыпленок» слова Л.Миронова,муз П. Филиппенко, «Птичка» слова Н.Найденовой муз Т. Попатенко.
-
Оборудование в групповой комнате «Деревенского подворья»
а также через Художественно-эстетическое развитие:
Рисование на тему «зернышки для цыплят», «Заборчик для лошадки»
Конструирование из строителя «Домики для животных».
Пальчиковая гимнастика «Два козлика» «Идет коза рогатая»
2 этап - Планомерное обогащение игрового опыта детей
Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игрына данном этапе проводятся
Дидактические игры
«Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Чья мама?», «Чудесный мешочек»
Игровые упражнении
«Вышла курочка гулять», «Петушок и курочка», «Утром, утром ранним», «Кто пасется на лугу»
Цепочка специфически ролевых взаимодействий
3 этап - Проектирование предметно-игровой среды
Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых, умений детей и содержанию игровой деятельности.
Книжный уголок:
иллюстративный материал на темы «Домашние животные»
Атрибуты для игры
игрушка курочка, шапочки цыплята, бумажные тарелочки для рисования, ватные палочки, емкости с желтой краской; игрушка барашек, профиль теленка, бутылочки с сосками для кормления телят; магнитофон; звукозапись: голоса животных, пенка из мультфильма «Кто пасется на лугу»
Последовательность разнообразных событий
4 этап - Развитие навыков общения с детьми и взрослыми
Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом
на этом этапе происходит обучение детей правильности называния себя в игровой роли
называнию игровых действий («Я кормлю цыплят, я глажу барашка, я пою теленка») и ответу на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях.
проводится беседа на темы
«Где чья мама», Кто живет в деревне»
5 этап - Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры
Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решенияданный этап осуществляется через Создание подсказывающей ситуации
чем питаются цыплята -что они любят; какая шерстка у барашка, как разговаривает коровка
через Побуждение детей к ролевым высказываниям
«Кто хочет покормить цыплят, кто хочет покормить телят, кто хочет погладить барашка»
Игровое сотворчество родителей и детей
Целью, которого является педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности ребенка среди родителейна этом этапе можно предложить родителям
-
поиграть дома в эту игру
-
нарисовать понравившееся животное
-
посмотреть мультфильм про животных
-
почитать книгу с рассматриванием иллюстраций
Оформить папку передвижку
«Животные наши друзья»
Систематическая работа по формированию сюжетно – ролевой игры не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой,— проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.