Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МКДОУ Детский сад 10 село Сергиевское


Суббота, 27.04.2024, 14:56

ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Особенности общей организации образовательного пространства

 

Важнейшим  условием   реализации  программы  МКДОУ «Детский сад №10» является создание  развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять  ребенку  радость,  а образовательные ситуации  должны  быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание  условий  для  формирования доброжелательного и внимательного отношения  детей к другим людям;

• развитие  детской  самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие  детских  способностей,  формирующихся в  разных  видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

• проявлять уважение  к личности  ребенка и развивать  демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии  к другим людям;

• обсуждать  совместно  с детьми  возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

• обсуждать  с  детьми  важные  жизненные   вопросы,  стимулировать проявление позиции  ребенка;

• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

• обсуждать   с  родителями  (законными  представителями)  целевые ориентиры,  на достижение  которых  направлена  деятельность педагогов Организации, и включать  членов семьи в совместное взаимодействие по достижению  этих целей.

Система  дошкольного  образования в образовательной организации должна  быть нацелена  то, чтобы у ребенка  развивались игра и познавательная  активность.  В Организации должны  быть созданы  условия  для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление  узнавать новое.

Адекватная  организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку,  формирует познавательные интересы,  поощряет  готовность к сотрудничеству и поддержку  другого в трудной ситуации,  то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей  и инициативы ребенка,

 

                                         

овладения доступными  для дошкольного  возраста культурными средствами (наглядными моделями  и символами). Благодаря этому  образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь (lifelonglearning) и при этом разумно и творчески относиться к действительности.

Все ситуации  повседневной  жизни,  в которых  оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке  и во время режимных  моментов  ребенок  выстраивает отношение  к себе и другим, учится  быть  инициативным и  принимать решения,  использовать  свое мышление  и воображение.

 

Роль педагога  

в организации психолого-педагогических условий

 

 

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка

 

Обеспечение  эмоционального благополучия ребенка  достигается  за счет уважения  к его индивидуальности, чуткости  к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый  ребенок  чувствует,  что его ценят  и принимают  таким, какой  он есть; могут выслушать  его и понять.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений  и угроз;

• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться  своими переживаниями и мыслями;

• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение  и т. д.) могут выразить  свое отношение

к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;

• обеспечивать  в течение  дня чередование  ситуаций,  в которых  дети играют вместе и могут при желании  побыть в одиночестве  или в небольшой группе детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды  для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для  обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка  в детском  саду должна быть располагающей,  почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения  детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы  таким образом, чтобы ребенок чувствовал  себя комфортно  и свободно. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять  интересным,  любимым  делом. Комфортность среды дополняется ее  художественно-эстетическим  оформлением,  которое   положительно влияет  на ребенка, вызывает  эмоции, яркие  и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует  снятию напряжения, зажатости,

 

 

 

излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий,  материалов,  пространства.

 

               

                  Формирование доброжелательных, внимательных отношений

 

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно  только в том случае, если педагог сам относится  к детям доброжелательно и внимательно,  помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.

Для  формирования у детей доброжелательного отношения  к людям педагогу следует:

• устанавливать понятные  для детей правила взаимодействия;

• создавать   ситуации   обсуждения   правил,   прояснения  детьми  их

смысла;

• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного  возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных  ситуаций).

 

Развитие самостоятельности

 

   Развитие  самостоятельности  включает   две  стороны:  адаптивную (умение понимать  существующие  социальные  нормы  и действовать  в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения) .

В  ходе  реализации Программы   дошкольники получают  позитивный социальный  опыт  создания   и  воплощения  собственных   замыслов.  Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация  будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться  с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.

Самостоятельность  человека  (инициативность,  автономия,   ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия.

Для  формирования детской  самостоятельности педагог должен  вы- страивать  образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

• учиться  на собственном  опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

• находиться  в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

• изменять  или конструировать игровое пространство  в соответствии с возникающими игровыми  ситуациями;

• быть  автономными в своих  действиях  и принятии доступных  им решений.

С целью поддержания детской  инициативы педагогам  следует  регулярно создавать ситуации,  в которых дошкольники учатся:

• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

• совершать выбор и обосновывать  его (например, детям можно пред-

лагать специальные способы фиксации их выбора);

 

 

• предъявлять и обосновывать  свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

• планировать собственные  действия  индивидуально и в малой группе, команде;

• оценивать   результаты  своих  действий  индивидуально и  в  малой группе, команде.

Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали  импровизации и презентации детских произведений.

Особенности организации предметно-пространственной среды  для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных  студий, библиотечек,  игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать  по собственному  желанию.  Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами  и проектами детей не реже, чем один раз в несколько  недель. В течение дня необходимо выделять  время, чтобы дети могли выбрать  пространство  активности (площадку) по собственному  желанию.

 

 

Создание условий для развития свободной

игровой деятельности

 

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя,  ребенок свободно и с удовольствием осваивает  мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной  игровой  деятельности требует  поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера  ситуации  и пр. Педагог может выступать  в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:

• создавать в течение дня условия  для свободной игры детей;

• определять  игровые  ситуации,  в которых  детям  нужна  косвенная

помощь;

• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

• косвенно  руководить  игрой, если игра носит стереотипный характер

(например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Кроме  того, педагоги  должны  знать  детскую  субкультуру:  наиболее типичные  роли и игры детей, понимать их значимость.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.  Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной  деятельностью детей.

Особенности  организации  предметно-пространственной  среды для развития игровой  деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность  и постоянно  обновляться в соответствии с текущими интересами  и инициативой детей. Игровое оборудование  должно  быть  разнообразным  и  легко  трансформируемым.  Дети  должны иметь возможность участвовать  в создании  и обновлении игровой  среды. Возможность внести  свой вклад  в ее усовершенствование должны иметь и родители.

 

Создание условий для развития познавательной деятельности

 

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым и интересным  исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно  и при помощи взрослого совершает открытия.  Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность,  а не просто воспроизведение информации. Ситуации,  которые

могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления,  воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику  и т. д.

Стимулировать детскую познавательную активность  педагог может:

• регулярно предлагая  детям вопросы, требующие  не только  воспроизведения информации, но и мышления;

• регулярно предлагая  детям  открытые,  творческие  вопросы,  в том числе — проблемно-противоречивые  ситуации,   на  которые  могут  быть даны разные ответы;

• обеспечивая  в ходе обсуждения атмосферу  поддержки  и принятия;

• позволяя детям  определиться с решением  в ходе обсуждения той

или иной ситуации;

• организуя обсуждения,  в которых  дети могут высказывать разные точки зрения  по одному и тому же вопросу, помогая  увидеть несовпадение точек зрения;

• строя обсуждение  с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;

• помогая детям обнаружить  ошибки в своих рассуждениях;

• помогая организовать дискуссию;

• предлагая  дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч.

наглядные  модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Особенности организации предметно-пространственной среды  для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать  современные  материалы  (конструкторы, материалы  для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).

 

Создание условий для развития проектной деятельности

 

 

В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном  возрасте дети могут задумывать  и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.

С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую  атмосферу,  которая  вдохновляет детей на проектное  действие и поощряет  его. Необходимо регулярно выделять  время  для  проектной деятельности,  создавать условия  для презентации проектов.

С целью развития проектной  деятельности педагоги должны:

• создавать  проблемные  ситуации,  которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление  к исследованию

     • быть внимательными к детским  вопросам,  возникающим в разных ситуациях,  регулярно предлагать  проектные  образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

• поддерживать детскую автономию:  предлагать  детям самим выдвигать проектные  решения;

• помогать  детям  планировать свою  деятельность при  выполнении своего замысла;

• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных  решений  поддерживать  их идеи, делая акцент на новизне  каждого предложенного варианта;

• помогать детям сравнивать  предложенные ими варианты  решений, аргументировать выбор варианта.

Особенности организации предметно-пространственной среды  для развития проектной деятельности. Стимулируя детей  к исследованию и творчеству,  следует предлагать  им большое количество  увлекательных материалов  и оборудования. Природа  и ближайшее  окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

 

Создание условий для самовыражения средствами искусства

 

В дошкольном  возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих  событий  и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения,  сюжета и пр.

Для  того чтобы дети научились  выражать  себя средствами  искусства, педагог должен:

• планировать время  в течение  дня, когда дети могут создавать  свои произведения;

• создавать атмосферу  принятия и поддержки  во время занятий творческими видами деятельности;

• оказывать  помощь и поддержку  в овладении  необходимыми для занятий техническими навыками;

• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были сте- реотипными,  отражали  их замысел;

• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;

• организовывать события, мероприятия, выставки  проектов, на которых дошкольники могут представить  свои произведения для детей разных групп и родителей.

 

 

 

Особенности организации предметно-пространственной среды  для самовыражения  средствами искусства.  Образовательная среда  должна

обеспечивать  наличие  необходимых  материалов,  возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных  инструментах,  пением,  конструированием,  актерским   мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками  по дереву, из глины и пр.

 

Создание условий

для физического развития

 

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление  к движению. Становление

детской  идентичности, образа Я тесно связано  с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью,  активностью.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие  детей, важно:

• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

• обучать детей правилам  безопасности;

• создавать доброжелательную атмосферу  эмоционального принятия,

способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

• использовать различные  методы обучения,  помогающие  детям  с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Особенности организации предметно-пространственной среды  для физического развития. Среда  должна  стимулировать физическую активность  детей, присущее  им желание  двигаться,  познавать,  побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное  оборудование.  Игровая площадка  должна  предоставлять условия  для  развития крупной  моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024