Диагностический инструментарий
Используемые методики:
С детьми:
1. Тест креативности П.Торренса « Дорисуй фигуры»
2.Тест Векслера .диагностика структуры интеллекта(детский вариант)
3.Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний»
4.Методика «Два домика» (Т. Марцинковская) .
С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич
2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (ЛОСЕВА А.А.)
4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»
3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя(самооценка)
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
2.Методика « Определение склонностей ребенка»
Алгоритм распределения детей по интересам
1. Посещение детьми занятий со специалистами.
2. Психодиагностика: анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.
3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.
4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.
5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.
6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений
Алгоритм использования упражнений по развитию творческих способностей 3 – 7 лет.
Деятельность Категория упражнения (по приему) Направление развития
Интеллектуально - познавательная Альтернативное применение
Решение проблемных ситуаций
Преобразование и усовершенствование предметов
Нахождение общего между заданными предметами и явлениями
Метод аналогии
Метод морфологического анализа
Опредмечивание изображений Развитие вербального и невербального творческого мышления
Художественно – продуктивная деятельность Дополнение изображения
Составление из заданных элементов
Самостоятельное придумывание сюжетов Развитие невербального творческого мышления
Театрально - речевая Сочинение рассказов
Самостоятельное придумывание сюжетов
Вариативность высказываний
Метод морфологического анализа Развитие вербального творческого мышления
Мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами
• Экран настроений (Эмоциональное состояние ребенка до и после занятий , перед участием в конкурсе и после).
• Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д.
• Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » до и после информационного этапа
Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса.
«Дорисовывание фигур»
Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса.
Цель:определить уровень творческого потенциала ребенка.
Подготовка и проведение исследования.
Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. ( см приложение)
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов
Диагностическая проективная методика
«Древо желаний» (В.С.Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей.
(используются картинки и словесные ситуации)
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может прояв¬лять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оцен¬ку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребен¬ку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред¬ней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми¬руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») раздели¬те на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем об¬ластям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших пока¬зателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики инте¬ресов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и фи¬зического развития. Известны случай, когда у одаренного ре¬бенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хо¬чет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одно¬го ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детс-кий сад, если школа — родители, классный руководитель и не¬сколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тра¬тит много времени на повторение того, что нужно за¬помнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ас¬социаций. Хорошо улавливает связь между одним собы¬тием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение зада¬ний.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
1. Богатый словарный запас, использование сложных син¬таксических структур.
2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведе¬нию опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отно¬шений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опе¬режением своих сверстников на год - два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зри¬тельным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет боль¬шее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, час¬то задумывается об этом.
Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда расска¬зывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в расска¬зах о событиях, все несущественное отбрасывает, ос¬тавляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе¬реживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изобра¬жает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
имеет возможность разыграть какую-либо драматичес¬кую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливает¬ся» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на кон¬церт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит зага¬дочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортив¬ной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в под¬вижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Стано¬вится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хоро¬шую картину, слышит музыку, видит необычную скуль¬птуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригиналь¬ные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, от¬крыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, компо¬зиции, в строительстве детских домиков на игровой пло¬щадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, со¬здает композиции, имеющие художественное назначе¬ние (украшение для дома, одежды и т. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выра¬зить свои чувства и настроение,
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.
Литература
1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.
3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : 2000
4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2002.
5. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.
6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 1996