Цель проекта:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи проекта:
1. Совместно с другими специалистами учреждения образования разработать алгоритм распределения детей по группам соответственно их интересам;
2. Содействие самореализации талантливых детей;
3. Содействие в повышении профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.
Задачи для педагогов:
- развивать свою социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
- учитывать опыт детей, приобретенный в саду.
Проблема: Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Этапы реализации проекта
Срок: август -сентябрь
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога.
Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога.
Итог этапа:
1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
2. Создание базы данных одаренных и талантливых детей;
3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Срок: октябрь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психологической компетенции участников педагогического процесса.
Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с педагогами и родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
1. Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей.
Срок: ноябрь-апрель
РАЗВИВАЮЩИЙ
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Рефлексивные техники. Занятия по развитию эмоционального мира ребенка. Семинар по развитию креативности педагога.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах.
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Ожидаемые результаты
• Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
• Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.
• Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.
• Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации) .
• Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.
Необходимые условия для реализации проекта
• Оснащенность кабинета практической психологии необходимым диагностическим, методическим инструментарием.
• Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Перспективы проекта
• Обмен и передача опыта педагогам других ДОУ.
• Цикличность этапов работы с одаренными и талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов.