Образовательная программа «Основы изобразительного искусства»
I. 1. Пояснительная записка.
Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка. Им интересуются историки, этнографы, художники, философы, психологи и педагоги. В своих специальных исследованиях психологи из Чехословакии Я. Штурма и М. Вагнерова пришли к выводу, что рисунки воспитанников из детских домов отражают не только уровень их психического развития, но и влияние так называемых депривационных факторов. Их не следует понимать просто как плохие условия жизни, низкую квалификацию педагогов или недостаточное материальное оснащение, а как нарушение глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем остальным окружающим миром.
Организация нравственного социального воспитания и самовоспитания воспитанника – задача каждого педагога и всего педколлектива. Есть основание вести речь о социализации, об эстетическом образовании, воспитании нравственных чувств, развитии эмоционально-чувственной сферы личности воспитанников сиротских учреждений. Функция воспитания нравственных чувств состоит в доведении до сознания детей моральных принципов и норм, в необходимости формирования ценностных ориентаций, нравственных убеждений.
В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и признании других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализации и т. д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей и лишь затем – материальных. Непременным условием полноценного развития личности является формирование положительной «Я – концепции», или «Я – образ».
«Я – концепция» - это устойчивая осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, формирующаяся под воздействием отношения к нему других людей, сверстников. Со стороны взрослых, особенно в условиях учреждения интернатного типа, где меньше возможностей для самовыражения личности, особую значимость приобретают положительные стимулы, создание обстановки успеха каждого ребенка, поощрения его усилий в деятельности. Окружающая среда должна способствовать созданию положительного эмоционального самочувствия каждого ребёнка.
Успех, в свою очередь, зависит от позиции педагога, который умеет создать ребёнку обстановку одобрения, поддержки, уважения, доброжелательности, чтобы учёба и жизнедеятельность приносили ребёнку радость. В результате обучения развиваются индивидуальные особенности детей, самосознание, ценностные ориентации.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование эмоционально-нравственного отношения к явлению действительности, к искусству. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости в эстетической сфере. Формирование способности к самообучению, самоконтролю даст возможность ребенку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно находить выразительно-изобразительные средства для передачи образа, экспериментирует.
В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в данном учреждении. Высокий уровень творчества органично связан с мотивационно-потребностной сферой личности. Поэтому освоение деятельности идет с опорой на эту сферу и в большей степени влияет на формирование системы мотивов, иерархию мотивов жизнедеятельности личности воспитанника в целом.
Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для художественно-творческого решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития обучающихся.
На занятиях в конце года предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные детские работы, объединенные общей темой, сравнить свои творческие находки с достижениями своих сверстников, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.
I. 2. Цели и задачи
Основная цель программы «Основы художественного искусства» – это приобщение детей к духовной культуре, творческое и нравственное саморазвитие личности в процессе изобразительной деятельности.
Реализация цели нравственно-эстетического воспитания и художественной педагогики выявляют систему ключевых задач преподавания предмета:
- формирование у ребёнка нравственных убеждений, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, развитие сопереживания;
- формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной культуре всех времён и народов
- приобщение дошкольников к образному языку искусства путём постижения художественных средств его выразительности, специальных знаний, умений, навыков;
- развитие творческого воображения и пространственного мышления, целостного восприятия;
- углубить развитие особых качеств творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного.
Для выполнения поставленных воспитательно-образовательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование по памяти, по представлению, с натуры (рисунок, живопись); рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты учащихся с искусством, приобщить их к художественной культуре. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте.
I. 3. Методы и формы организации воспитания и обучения.
Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию, метод убеждения при формировании проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству. Предусматривается также применение комплекса таких методов, как информационно-рецептивный (обследование, наблюдение, демонстрация наглядных пособий), где особую роль играет художественное слово; репродуктивный метод (закрепление навыков и приёмов, приобретённых ранее); эвристический или исследовательский метод, предполагающий самостоятельное решение целостных задач.
Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.
Обучение изобразительному искусству также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Это, в свою очередь, решает ряд проблем в сфере социализации воспитанников сиротских учреждений. Важным условием полноценной социализации и социальной жизни детей является освоение навыков социального общения.
Ни в коем случае нельзя допускать организацию духовной деятельности воспитанников вне контекста всей воспитательной системы Детского дома. В своем изолированном варианте, без связи с действительным окружением и повседневным содержанием жизни это приводит к воспитанию наивного лицемерия, цинизма или пустого сентиментализма. Элементы духовной деятельности содержатся, разумеется, во всех видах и формах деятельности воспитанника: и на занятиях, и во время обеда, на прогулке, экскурсии и т. д. Таким образом, именно в процессе активного взаимодействия с миром, в момент напряжения физических и духовных сил происходит развитие ребенка.
Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью – это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.
Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных характерных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.
В процессе воспитания и обучения на занятиях изобразительной деятельности индивидуальные особенности детей приобрели более выраженный характер. Те дети, которые ранее по тем или иным причинам не смогли овладеть навыками изобразительной деятельности, не должны чувствовать своего отставания. В связи с этим воспитание и обучение по программе «Основы изобразительного искусства» направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе собственной деятельности.
Однако, детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, они легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на каком-либо одном предмете или явлении. Поэтому, осуществление индивидуального подхода, основанного на изучении индивидуальных различий, позволит повысить эффективность в развитии детского творчества каждого воспитанника. Исходя из этого, формы организации занятий в данной программе строятся по индивидуальному тематическому плану (с дошкольниками, с отдельным воспитанником).
Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (5-6 человек), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Выбор пути составления календарно-тематического плана зависит от возрастной категории детей, с которыми работает педагог. Поэтому, группы формируются по возрастному признаку.
Программа «Основы изобразительного искусства» рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Тематический план строится так, чтобы содержание и методы обучения соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит воспитанников к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства подкрепляется их практической работой.
Реализация программы предусматривает применение разнообразных заданий и упражнений, содержание и направленность которых определяются практической ориентацией автора. Так выделяются пять типов заданий, широко используемых в практике: предметно-тематический тип, образно-символический тип, упражнения на развитие образного восприятия, воображения; игры-упражнения с изобразительным материалом; задания на совместную деятельность.
Предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданную темы, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми.
Образно-символический тип – изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких, как понятия «Добро», «Счастье», «зло», изображение эмоциональных состояний и чувств: «Радость», «Удивление», «Гнев» и др. Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем предшествующий, т. к. изображаемое понятие не обладает физической оболочкой. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, переосмысливать значение этих событий.
Упражнения на развитие образного восприятия и воображения – в этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность («Волшебные пятна», «Рисование по точкам»).
Игры-упражнения с изобразительным материалом – экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, глиной и т. д. с целью изучения их физических свойств и возможностей.
Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше четырех типов. Этот тип заданий направлен на решение проблемы взаимоотношений со сверстниками, коммуникации. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Коллективное художественное творчество воспитанников может найти применение в оформлении интерьера Детского сада. Выполненные на занятиях детские творческие работы можно использовать как подарки для друзей или гостей Детского сада.
Программа предполагает самое общее знакомство с мировой художественной культурой в рамках программы для общеобразовательных учреждений.
В одном из разделов программы продолжается знакомство с особенностями книжной графики как видом искусства. Как и все виды искусства (живопись, графика, скульптура), книжная графика отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие жизненных процессов.
В конце года полезно систематизировать все интересные находки по развитию творческого воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Так же планируются совместные общегрупповые мероприятия такие, как посещение выставочных залов, музеев, экскурсии, организация выставок.
Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в Детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательно-образовательные задачи реализуются средствами различных видов искусств (музыки, театра, литературы). С этой целью широко используются имеющиеся разработки педагогов дополнительного образования в общей системе образования по данному направлению. Использование на занятиях изобразительной деятельностью художественного слова, народного фольклора, произведений изобразительного искусства, музыки создает определенные педагогические условия, при которых происходит формирование эстетического восприятия и нравственных представлений воспитанников Детского сада.
Дети общаются через рисунки, письма, готовят друг другу подарки и сувениры, участвуют в общих выездных мероприятиях. Это ломает стереотип отчуждённости детей сиротских учреждений, воспитывает в них ряд положительных характерных качеств.
II. Основные направления и содержание деятельности.
Содержание разделов строится с учётом включения базового образования учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мировой художественной культуры. При отборе материала для занятий принципиальное значение имело выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и в восприятии художественного наследия. Систематическое восприятие художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как поиск Истины.
Для достижения цели и задач образовательной программы используются следующие направления работы:
Чем и как работает художник?
О чем говорит искусство