Опыт работы детского сада по ПДД
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №10» село Сергиевское Грачевского муниципального района Ставропольского края Районный этап краевого конкурса
От поведения пешеходов на улице зависит их жизнь и здоровье. Дети самые беспечные участники движения. Они пренебрегают правилами поведения, прежде всего потому, что не представляют грозящей опасности. Педагоги нашего детского сада задумались над тем, как сделать, чтобы ребята чувствовали себя на улице в безопасности, как заставить малышей быть внимательными и осторожными на улице? Как научить их соблюдать правила дорожного движения? Как воспитать навыки культурного и безопасного поведения на улице? Мы решили постоянно вести работу по обучению детей правилам дорожного движения. За много лет работы накопился интересный материал для работы с детьми. Была разработана модель работы по ПДД. Развивающая среда по ПДД
Взаимосвязь обучения
Аудиозаписи
Плакаты
Видеофильмы
Диаграммы
Методическая литература
Художественная литература
Итоговые беседы, игры, КВН
Встречи с инспектором ГАИ
Дорожный калейдоскоп
Поле чудес
Сообщение новых знаний
нетрадиционные
традиционные
Дети
Педагоги и родители
Формы обучения
Методобеспечение
участок
группы
Методическая служба
ОГИБДД
родители
педагоги
Задачи по формированию навыков у детей безопасного поведения на улице *Сформировать понимание ценности здоровья человека через разумный образ жизни ; *Научить детей ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне; *Формировать навыки сознательного поведения на проезжей части, воспитывать устойчивый интерес к изучению правил дорожного движения; *Воспитывать наблюдательность, внимание, самоконтроль и самооценку при решении дорожных ситуаций; *Закреплять в игровых ситуациях знания о правилах дорожного движения: улицы и дороги, одностороннее и двустороннее движение, движение различного по назначению транспорта(пассажирский, грузовой, специальный); *Готовить детей к самостоятельному переходу улиц в ближайшем микрорайоне; *Развивать потребность самостоятельно организовывать дорожные ситуации на макет, площадке и правильно их разрешать; *Воспитывать воспитывать у детей организованность, заботливое отношение к малышам, стремление оказать друг другу помощь. Воспитание общей культуры поведения начинаем в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени мы начинаем готовить его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. В течение года дети уже научились различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля. Воспитатели первой младшей группы поводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд» и т.д. Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире ; учим понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу и т.д. воспитатели этой группы организуют и постепенно направляют деятельность детей на предметы, явления, события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомили с тротуаром, некоторыми видами транспорта. Большое внимание в ознакомлении детей 4лет с некоторыми правилами дорожного движения мы отводим прогулкам. В течение года прогулки периодически повторяются для того, чтобы закрепить имеющиеся представления о правилах дорожного движения. Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляем у ребят умение различать цвета светофора, в игровых ситуациях учим детей правильно входить в автобус и выходить из него. В качества транспорта использовали модель автобуса. Много внимания воспитатели уделяют индивидуальной работе с детьми: рассматриваются картинки, игрушки. Знания, приобретенные в младших группах, расширяются и углубляются. Так в средней группе воспитатели продолжают работу по развитию ориентировки в окружающем. Воспитатели познакомят с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объяснили правила поведения пешеходов, знакомят детей со словами «проезжая часть», «одностороннее, двустороннее движение», «пешеход», «надземный, подземный переход». В своей работе воспитали широко используют дидактические игры : «Назови, о чем я расскажу», «Сложи светофор», «Разрезные картинки» и т.д. Полученные знания закреплялись и на занятиях по физкультуре, дети играли в игру «Найди свой цвет» с использованием цветных флажков, светофоров, с одним цветовым сигналом. Дети часто встречаются с сотрудниками ОГИБДД , которые в доступной форме рассказывают о том, как строго они следят за тем, чтобы водители и пешеходы выполняли правила дорожного движения. Дети участвуют в праздниках по ПДД «Зеленый огонек», «Путешествие в стану Светофорию», «Клуб внимательных Пешеходов в гостях у Пети Светофорова». Из года в год знания, приобретенные детьми , расширяются в старшей группе ребята знакомятся с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого мы используем целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы. Много внимания ознакомлению детей с дорожными знаками. Некоторые ребята, родители которых имеют автомашины, довольно хорошо знали назначение тех или иных дорожных знаков и охотно помогали усвоить их другим. Мы начали работу с ознакомления дошкольников с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге» и т.д ; затем с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено» и.т.д., указательными знаками, предписывающими знаками.
В старшей работой регулировщика. Для этого мы обратились в ОГИБДД с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят, рассказать, зачем ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какое движение жезлом он делает, чтобы разрешить движение или запретить его. Чтобы закрепить или расширить знания детей о работе регулировщика мы читали главы из книги С.Михалкова «Дядя Степа- милиционер» Дети получили четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Дошкольники узнали, что пассажирам с детьми, пожилым людям и инвалидам разрешается входить в переднюю дверь автобуса. Свои знания о правилах дорожного движения дети отражали в рисунках и играх. Изображая дома, дорогу они рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр ребята не только закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в общественном транспорте. Для закрепления знаний детей правил дорожного движения проводим викторины, в которых используем логические задачи. В подготовительной к школе группе проводится работа по закреплению знаний детей правил дорожного движения, полученных в предыдущих группах(дети решают логические задачи, выполняют игры-упражнения) на территории детского сада размечена площадка , позволяющая играть всей группой. Любимая роль детей в этой игре регулировщика, который следит за движением транспорта . Мы разъясняем дошкольникам, как важно не только знать, но и следовать правилам дорожного движения им, как будущим школьникам. Скоро они самостоятельно, без родителей будут ходить по улицам села в школу. Перспективное планирование по обучению детей правилам дорожного движения в сочетании с разделами программы воспитания и обучения 1 квартал тема «Наше село»
Познавательная деятельность1.Экскурсия «Мое село» 2.Самая большая улица нашего села
Коммуникация 1.Беседа «Моя улица» 2.Составление описательных рассказов по рисункам детей
ФЭМП1.Составление плана улицы 2.Моделирование улицы геометрическими фигурами 3.Сравнение улиц по длине и ширине
Художественное творчество1.Рисование по замыслу «Мое село» 2.Рисование «Улица, на которой я живу»
Конструирование 1.Подготовка к выполнению макета улицы 2.Конструирование «Самая красивая улица»
Музыкальное воспитание1.Прослушивание песни «Милицейский свисток» Разучивание песни «По улице»
Развлечение 1.»Петрушка на улице»
Сюжетно-ролевые игры1.Строители, Архитекторы-строители
Дидактические игры1.«Наша улица» 2.Раскажи о том, что видишь» 3. «Перейти улицу»
Подвижные игры1.«Пешеходы» 2. «Школа велосипедистов»
2 квартал тема «В мире транспорта»
Познавательная деятельность1 «Чудеса на колесах» 2. «Люди и транспорт»
Коммуникация 1.Беседа по картинкам с изображением транспорта 2.Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»
ФЭМП1.Сравнивание частей разных автомобилей
Художественное творчество1 Рисование «Автомобили» 2.Аппликация «Поезд»
Конструирование Конструирование из строительного материала большого автомобиля
Музыкальное воспитаниеПрослушивание и заучивание песни «Машины» (муз. Ломоносовой)
Развлечение 1.КВН «Дорога и дети» 2. «На виражах»
Сюжетно-ролевые игры1. «Автобус» 2. «Мы шоферы»
Дидактические игры1.«Чем похожи, чем отличаются» 2. «Чего не хватает»
Подвижные игры1.«Пешеходы и автомобили» 2. «Цветные автомобили»
3 квартал тема «Путешествие в страну Светофорию»
Познавательная деятельность1.Рассматривание дорожных ситуаций на иллюстрациях и снимках 2.Человек заменяющий светофор 3.Беседа с работником ГАИ. Знакомство с жестами регулировщика , их значением
Коммуникация 1.Заучивание стихотворения В.Кожевникова «Светофор» 2.Чтение стихотворения «С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»
ФЭМПОпределение направления движения транспорта и пешеходов
Художественное творчество1. Аппликация «Светофор» 2.Задания-минутки «Дорисуй» 3.Рисование красками «Светофоры»
Конструирование Конструирование улиц с перекрестком
Музыкальное воспитание1.Прослушивание «Песни красного, зеленого, желтого цвета» (муз.Т.Чудовой) 2.«Песня про светофор» (муз.Т.Дементьевой, сл.Г.Бойко)
Развлечение Спортивный праздник «Три чудесных света»
Сюжетно-ролевые игры1. «Путешествие» 2. «Скорая помощь» 3. «Водители и пешеходы»
Дидактические игры1. «Мы едем, едем, едем» 2. «Опиши ситуацию на дороге»
Подвижные игры1. «В автобусе» 2. «Красный-зеленый» 3. «Кто быстрее»
4 квартал тема «Наши помощники-знаки»
Познавательная деятельность1.Беседа- знакомство со знаками 2. Азбука дороги « Автобусная остановка», «Пешеходный переход» «Знаки сервиса» «Запрещающие знаки»
ФЭМПВыполнение движений соответственно жестам регулировщика (ориентировка в пространстве)
Художественное творчество1.Аппликация «Собери знак» 2.Рисование «Рисуем дорожные знаки»
Музыкальное воспитание1.Прослушивание и заучивание «Песенка дорожных знаков»
Развлечение «Посвящение в пешеходы»
Сюжетно-ролевые игры 1.»Регулировщик» 2. «На перекрестке» 3. «Служба ГАИ»
Дидактические игры1 «Сложи картинку» 2 «Не ошибись» 2. « Кто лишний»
Подвижные игры 1.«Дорожка препятствий» 2. «Не ошибись»